Общество изучения русской усадьбы
Google

WWW
ОИРУ
Адрес общества:
129366 ул. Космонавтов, д.2
Телефон:
(095) 686-1319, добавочный 229, факс: 686-1324,
с пометкой "Для ОИРУ"
E-mail:usadba@archeologia.ru
медицинская справка 086.
багетные мастерские в москве.
купить кровать б у.
круропластика книга.
хостинг с поддержкой php москва и область.
 
Rambler's Top100
 
  Главная Ссылки Форум Партнеры Персоналии Интернет- собщества: Русская усадьба Архитектурное наследие  
  История ОИРУ Библиотека ОИРУ Календарь событий Экскурсии ОИРУ Сборники ОИРУ Хроника вандализмов Архив новостей  

 

к экскурсиям

6-11 марта 2008 года. Поездка по Казани и окрестностям


Село Ключищи расположено на правом высоком берегу Волги, в 15 км к югу от с.Верхний Услон (административный районный центр РТ) и в 22 км на юго-восток от Свияжска (бывший уездный город). Название свое получило от чистых ключей, протекавших по селу. Время основания относят к концу XVI - нач. XVII века.

О селе Ключищи рассказывал в своих записках знаменитый путешественник Олеарий, путешествующий по Волге в 1643 году. В 1902 г. подробное описание истории прихода села составил и опубликовал в работе "Иоанно-Предтеченская церковь села Ключищи Свияжского уезда Казанской епархии" священник Андрей Боголюбов.

До половины XVIII века приход состоял из трех селений: Ключищ, деревни Завражной, которая располагалась рядом с селом, на противоположном стороне оврага, и деревни Матюшкиной, расположенной на берегу Волги, в 3 км от села Ключищи вниз по течению. Со второй половины XVIII века - из двух селений: села Ключищи и деревни Матюшиной (д. "Завражная" слилась с селом и образовала особую улицу "Завражную").

До конца XVIII века село Ключищи называлось "Предтеченским". Это название поселение получило, скорее всего, со строительством в селе церкви и открытием самостоятельного прихода. Возможно, это произошло в XVII веке, но приход точно уже существовал в нач. XVIII в. - в 1721 г. в селе уже стояла церковь, об этом свидетельствует приписка к указу Петра Великого о том, что его (указ) прослушали в приходе. Был еще один письменный памятник, свидетельствующий о факте существования прежнего деревянного Иоанно-Предтеченского храма, датируемый 30 июня 1793 г., - указ, разрешающий причту и прихожанам перекрыть старую тесовую крышу на церкви, ставшей от времени ветхой. /2, с.10/. Описания внешнего вида деревянной церкви нет, но последний документ косвенно указывает на композиционную структуру храма, а именно, на то, что крыши обветшали над трапезной, папертью и на колокольне.

В конце XVIII - нач. XIX (1797-1804) в селе был выстроен новый каменный храм. Храм трехпристольный - главный придел во имя Усекновения главы св. Иоанна Крестителя и правый теплый придел во имя св. великомученницы Варвары были освещены в 1804 г., левый холодный придел во имя св. апостолов Петра и Павла устроен и освящен в 1891 г.

Четырехстолпный центричный храм выполнен в стиле классицизма. Архитектурно-композиционную структуру храма можно описать следующим образом. Храмовая часть квадратная в плане, с сильно закругленными рустрированными углами с трех сторон, кроме западной, оформлена ризалитами, которые завершаются фронтонами. С западной стороны через небольшую связь к храму примыкает 4-х-ярусная колокольня. По центру храма на четырех столбах с арочными связями покоится круглый в плане барабан с каменным куполом и 4-мя "итальянскими окнами" без решеток. На куполе возвышается световая шейка, увенчанная луковичной главкой.

Первый ярус колокольни квадратный, оформлен пилястрами; 2-ой ярус, круглый в плане оформлен ризолитами, завершающимися фронтончиками; 3-ий и 4-ый ярусы звонницы также круглые в плане, каждый с четырьмя арочными проемами. Колокольню завершает деревянный купол, над которым, так же как и над храмовой частью, возвышается небольшая шейка, увенчанная луковичной главкой.

Окна в храме в два яруса: нижний ярус - арочные окна с железными решетками, верхний - круглые окна без решеток. Крыша на церкви была железная, шарообразная, окрашенная медянкой. Вход в храм был устроен через колокольню с трех сторон. Главы завершали железные, резные, окрашенные золотистым кроном кресты. Каждый из крестов был прикреплен к главам 4-мя цепями. Внутренняя площадь храма составляла 66 кв. саженей (300 кв.м). Столбы делят внутреннее пространство на 5 частей: главный алтарь, средний храм, левый и правый приделы и притвор. Алтари отделялись от храмовой части деревянными 4-х-ярусными иконостасами, а между собой каменными стенами. Между главным алтарем и алтарем левого придела в стене был пробит небольшой проход. Ризница и библиотека помещались в главном алтаре.

Строителем нового храма был избран почтенных лет старик из крестьян с. Ключищи Андрей Иванович Рябин. Ему было поручено все это дело вести самостоятельно: нанимать мастеров, рассчитывать их, делать разные закупки материалов и т.п. Такая практика выбирать главного храмостроителя из прихожан была обычной для Казанской епархии. Зачастую от этих людей зависело не только качество выполненных работ, но и архитектура церковного здания. В какой-то степени это произошло и в данном случае: именно А.И. Рябин определил месторасположение нового храма.

В постройке храма деятельное участие принимали многие крестьяне-прихожане. Они делали кирпичи, обжигали их, добывали известь, подвозили материалы и вообще выполняли все черные работы.

С завершением строительства храма в 1804 году его развитие не остановилось. В разные годы храм ремонтировали, белили, в 1890-1891 был устроен новый придел во имя св. апостолов Петра и Павла; начиная с 1894 по 1897 г.г. храм украшался стенной живописью, а в 1898-1901 г.г.на средства попечительства и других жертвователей вокруг церкви была выстроена каменная ограда, крытая железом и с железными решетками.

Как видно из хронологии, приходу потребовалось целых 14 лет "неимоверных усилий к изысканию материальных средств", которых было истрачено за это время более 10 тысяч. Немалую роль в возведении храма на довольно высоком уровне сыграл священник Андрей Иванович Боголюбов. Нужно отметить, что в благополучии прихода личность священника зачастую является определяющей.

Кроме самой церкви, в приходе существовало несколько столбовых часовен, устроенных на полях и среди селений, и одна срубом, одноглавая, размером в квадратную сажень (4,6 кв.м). Эта часовня устроена в 1891 г. среди села, в саду местного прихожанина П.И. Губернаторова, на месте бывшего деревянного храма. Столбовые часовни были распространенным явлением в русских православных приходах. Ставить часовни на месте бывших приделов было общепринятым церковным правилом.

Из церковно-хозяйственных построек, имеющихся в приходе, можно упомянуть дома причта, расположенные рядом с церковью. Их описания не сохранились. Возможно, что при церкви была сторожка - типовой элемент в архитектуре церковного прихода.

На развитие архитектуры церковного прихода села Ключищи в той или иной степени повлияли факторы социально-экономического и социально-религиозного характера.

В социально-экономическом плане немалую роль сыграло благосостояние прихожан, позволившее в небольшом приходе, примерно в 500 душ мужского пола, выстроить каменную церковь. Однако такой храм, как в селе Ключищи, не мог быть построен только на средства прихожан-крестьян. Основные средства на строительство выделил сам помещик П.П. Нарышкин, а правый придел был освящен в честь его жены Варвары.

Просвещенность и положение в обществе местных помещиков напрямую отразились в архитектуре Иоанно-Предтеченской церкви, выполненной в передовом на то время классическом стиле. Возможно, что проект храма был составлен в Петербурге, где в основном и проживали Нарышкины.

С 1881 г. село перешло во владение маркизы Елизаветы Михайловны Паулучи, которая тоже жертвовала крупные суммы на развитие храма, например, на устройство левого придела.

Экономическое положение прихожан сказывалось и на благополучии священнослужителей.

В социально-религиозном плане приход села Ключищи мало отличался от других волжских приходов. Присутствие в приходах раскольников было явлением распространенным. В Ключищинском приходе были и раскольники австрийского согласия, которые жили в деревне Матюшиной, и молокане, обосновавшиеся в самом селе.

Борьба с раскольниками проводилась через земские школы, которые находились и в самом селе, и в деревне Матюшиной, - там детишки раскольников вместе со всеми обучались Закону Божию и другим предметам; через беседы и службы; через храмовую живопись, где были помещены определенные изречения.

Что же касается православных прихожан данного прихода, то они были довольно религиозны. Охотно посещали храм, соблюдали посты, и т.д. Кроме Св. Пасхи, Рождества Христова и Крещения Господня, прихожане особенно чтили праздники: храмовый - Усекновения Честныя Главы св. Иоанна Предтечи (29 августа), святого Николая Чудотворца (6 декабря) и Введения во храм Пресвятыя Богородицы (21 ноября). Полевые молебствования совершали ежегодно перед посевом яровых и озимых, в день Преполовения, в день Вознесения, в Ильин день и 1-го августа.

После революции храм был разорен и использовался для хозяйственных нужд. В современном состоянии из всех церковных построек прихода сохранился только он и в сравнительно неплохом состоянии - кроме внутреннего убранства и кровли утрачено завершение колокольни. Стенные росписи частично сохранялись еще до 1997 г.

В 1999 г. храм был передан верующим, и началось формирование нового прихода. Конечно, село Ключищи и деревня Матюшино за 80 с лишним лет сильно изменились: меньше стало коренных жителей и больше дачников, изменился национальный состав жителей села, не могла не оставить следа и атеистическая идеология. Как в новых условиях будет развиваться приход и приходская архитектура села Ключищи - покажет нам только время.

Взято отсюда: www.tatar.museum.ru

 

Design by Русскiй городовой © Официальный сайт ОИРУ Webmaster