Общество изучения русской усадьбы
Google

WWW
ОИРУ
Адрес общества:
129366 ул. Космонавтов, д.2
Телефон:
(095) 686-1319, добавочный 229, факс: 686-1324,
с пометкой "Для ОИРУ"
E-mail:usadba@archeologia.ru
 
Rambler's Top100
 
  Главная Ссылки Форум Партнеры Персоналии Интернет- собщества: Русская усадьба Архитектурное наследие  
  История ОИРУ Библиотека ОИРУ Календарь событий Экскурсии ОИРУ Сборники ОИРУ Хроника вандализмов Архив новостей  

 

к экскурсиям

В воскресенье, 28 мая Общество изучения русской усадьбы посетило ближайшие окрестности Тулы - две усадьбы славянофила А.С.Хомякова Богучарово и Обидимо, усадьбу известного коннозаводчика Я.И.Бутовича, а также бывшие села Яковлевское и Руднево.


Село Богучарово - ныне поселок Октябрский Ленинского района Тульской области. Первое документальное упоминание об этой местности относится к 1664 г., когда она была пожалована "туленину Демиду Олександру сыну Хомякову". Один из его потомков бездетный тульский воевода Кирилл Иванович Хомяков, живший в Богучарове, в старости предложил своим крепостным самим выбрать себе барина из рода Хомяковых. Крестьяне выбрали небогатого, но умного и рачительного племянника Кирилла Ивановича - Федора Степановича Хомякова. Скромный молодой помещик, ставший владельцем огромного состояния, не только смог сохранить его, но и приумножил и привел хозяйство в порядок. Его правнуком был философ-славянофил Алексей Степанович Хомяков - добрый русский барин, хороший хозяин, органически связанный с землей и народом проводивший в Богучарове все лето, на зиму уезжая в Москву. Он был прекрасным охотником, большим специалистом по охотничьим собакам, изобрел сельскохозяйственную машину - сеялку, за которую даже получил патент, нашел средство от холеры, устроил винокуренный завод, лечил крестьян, сам занимался хозяйственно-экономическими вопросами. А.С.Хомяков с самого начала поставил себя в особые отношения с крестьянами, часто созывал мирские сходы, выслушивал все требования и жалобы. Он заменил барщину оброком, рабочим дал вольную и платил жалование. Господский дом Хомяковых в Богучарове - длинное здание соединенное с поставленными в одну линию флигелями. В центральной части его находится музей, флигеля - жилые. Сохранность усадьбы произвела тягостное впечатление. Шикарный выставочный зал музея контрастировал с внешним, довольно обшарпанным обликом дома. А когда нас пригласили пройти в одну из квартир, располагавшихся во флигеле, мы увидели еще более удручающую картину. Похоже, слово "ремонт" этой квартире приходилось слышать только во сне…

Гораздо в лучшем состоянии, чем дом, находится Сретенская церковь, построенная в 1836 г., в честь победы над Наполеоном. Большой классицистический храм в Богучарове замечателен еще и тем, что строился крепостным Хомяковых - Сергеем Александровым (А.С.Хомяков отправил его на свои деньги в Петербург для получения звания "вольного художника"). Деньги на строительство были выделены матерью А.С.Хомякова, которая была похоронена в церкви. Тут же, рядом со зданием храма, погребены воины, умершие в госпитале от ран, полученных во время Отечественной войны 1812 г. Уцелел небольшой некрополь. К сожалению, его памятники - каменный саркофаги выкрашены масляной краской. Рядом с церковью находится сооруженная в 1894 г. отдельно стоящая колокольня - причудливая копия знаменитой кампанилы с площади святого Марка в Венеции. Колокольня построена по заказу Д.А.Хомякова (старшего сына знаменитого славянофила), а также местных купцов Т.М.Аверина и И.К.Кувшинова архитектором Н.В.Султановым.

По дороге из Богучарово в другую усадьбу Хомяковых - Обидимо мы неожиданно заметили остатки двух больших кирпичных зданий. Любопытство возымело верх над доводами в пользу быстрейшего продвижения к следующей цели нашей поездки, и мы остановили автобус. И нисколько потом не жалели. Нашему взору предстали руины двух церквей 18 в. бывшего села Яковлевское, а ныне поселка Ленинский - Казанская и Успенская. Где которая - местные жители уже забыли, видимо за ненадобностью. Горько было сознавать, что в немаленьком поселке, являющемся районным центром, два церковных здания стоят заброшенными. В Обидимо от трассы шла грунтовая дорога. Поэтому, оставив автобус, пришлось несколько километров прогуляться пешком. Некогда оно, как и Богучарово, принадлежало К.И.Хомякову, А. С. Хомяков, часто бывал в Обидимо и вел хозяйство; здесь, в окрестностях усадьбы им была начата в 1859 г. первая в России промышленная разработка каменного угля. Когда-то была усадьба, парк, сейчас осталась построенная на рубеже XVII-XVIII вв. еще при прежнем владельце К.А.Нарышкине, троюродном дяде Петра Первого церковь Рождества Богородицы, которая сейчас восстанавливается (К.А.Нарышкин известен как владелец села Свиблово, ныне находящегося в черте Москвы).

От деревянного барского дома сохранились лишь остатки фундамента, у въезда в усадьбу из села Яковлевское уходит еловая аллея, ведущая к старому кладбищу - Аллея скорби, а в 10 метрах от церкви стоят две вековые липы-"стражи". От остальных посадок, любовно спланированных и выращенных А.С.Хомяковым, остались лишь нечеткие следы.

"Отряхнув с наших ног прах" обидимской земли, мы двинулись к самому, пожалуй, загадочному пункту поездки - селу Рудневу. Дело в том, что ехали туда члены Общества практически "вслепую". Мы не знали, есть ли действительно в селе храм - руководствовались лишь отрывочными сведениями, почерпнутыми в Интернете. Мы не были уверены, сможем ли мы достаточно близко подъехать к месту, так как давно перестали доверять картам. Про памятник было лишь известно, что это храм Николая Чудотворца, построенный в 1755 г. Буквально накануне экспедиции стало известно, что к строительству храма имел отношение некий помещик Иван Степанович Игнатьев, тщанием которого была возведена еще и Знаменская церковь села Исаково Веневского уезда.

Асфальт закончился за 3-4 километра до церкви, и дальше наш путь продолжался пешком по грунтовке, на которой выбоин и ухабов было немереное количество. Зато увиденная церковь поражала воображение! Восьмилепестковый храм, украшенный белокаменными карнизами возвышался над заросшим лесом холмом, у подножья которого раскинулся живописный пруд. Увы, церковь оказалась совершенно запущенной, однако мало разрушенной. Перекрытия местами обвалились, но сохранился купол, остов главки с крестом, почти весь внешний декор, обезглавленная (видимо, в советское время) колокольня. Оказавшись внутри, члены экспедиции были восхищены еще больше: чудом сохранившиеся росписи и тонкая, изящная лепнина радовали глаз и одновременно вызывали чувство горечи и досады за то, в каком состоянии пребывало все это великолепие! После тщательного осмотра сооружения было установлено, что строительство его велось поэтапно. Сам храм был выстроен в стиле петровского барокко еще в начале XVIII в., а не в середине, как это предполагалось первоначально. Заказчиками, по всей видимости, выступали князья Оболенские (это члены экспедиции выяснили, осмотрев сохранившиеся надгробия). В 1755 же г. была пристроена колокольня и трапезная, строил ее уже упоминавшийся помещик Игнатьев. И совсем недавно, в конце XIX в. были достроены приделы и апсида храма, которые уже не могут похвастаться столь изящными линиями и декором, чем более ранние строения.

Последний пункт нашего маршрута - усадьба коннозаводчика Якова Ивановича Бутовича Прилепы. Теперь имя это известно теперь лишь любителям лошадей. Упоминания о нем можно встретить в Музее коневодства в Москве (в Петровско-Разумовском), в основу которого легла им же самим собранная коллекция произведений искусства, да на редких выставках, посвященных лошадям, где добрым словом поминают "фанатика орловского рысака". Единственным архитектурным памятником, достойным осмотра, в Прилепах был неоклассический дом постройки 1916 г. В нем и находился музей Бутовича.

Конный завод в Прилепах основал в 1866 г. купец Николай Никитич Добрынин на месте коневодческого хозяйства, принадлежавшего генерал-майору кавалерии и управляющему Тульским конезаводческим округом Леониду Николаевичу Гартунгу, женатому на Марии Пушкиной, дочери поэта. Н.Н.Добрынин стал разводить орловских рысаков - лошадей первой культурной породы в России, отличающихся крупным ростом, сухостью, силой, темпераментностью, способностью жить в любом климате, преодолевать российские расстояния. Вскоре хозяином конного завода стал его сын коллежский асессор Алексей Николаевич Добрынин. Впоследствии Прилепы унаследовала его вдова Олимпиада Платоновна Добрынина. При ней хозяйственные постройки имения, как и само хозяйство, пришли в ветхость, и Якову Ивановичу, купившему Прилепы в 1909 г., пришлось перестраивать и расширять здания конезавода. Сюда, в Прилепы, он перевел унаследованный от отца и деда Касперо-Николаевский завод из Херсонской губернии. Из Прилепского завода впоследствии вышло множество чемпионов, потомков которых до сего дня можно встретить на отечественных ипподромах.

Я.И.Бутович известен и как создатель единственной в мире галереи, посвященной лошади. Коннозаводчик собрал множество картин и фотографий с изображениями лошадей, бронзовых скульптур, книг о лошадях. Другой такой коллекции в мире не было, и нет до сих пор. Я.И.Бутович приглашал в Прилепы художников, заказывая им портреты своих лошадей. У него бывали и даже подолгу жили живописец С.С.Ворошилов, внук знаменитого скульптора живописец Н.А.Клодт. Академик Р.Ф.Френц работал в Прилепском конном заводе над огромным полотном "Табун Я.И.Бутовича". Ему помогал сын - известный впоследствии советский художник Р.Р.Френц. Большая дружба связывала Бутовича со знаменитым баталистом и анималистом Н.С.Самокишем. Первую работу этого художника Яков Иванович купил еще в 1901 году. Познакомились они лишь через десять лет, и Самокиш стал ежегодно подолгу гостить в Прилепах, работая над картинами. В Прилепах Самокишу довелось принять участие в спасении картин во время пожара, вспыхнувшего в ночь на 31 декабря 1913 года. К счастью, все картины, за исключением одной, удалось спасти. В газетных репортажах о пожаре коллекция Якова Иванович впервые была названа музеем, и это вполне заслуженно. В коллекцию входили два батальных этюда и картина "Затравили" А.Д.Кившенко - художника, известного всей России своим историческим полотном "Совет в Филях", картины и рисунки П.О.Ковалевского, живописные работы П.П.Соколова, П.Н.Грузинского, К.Н.Филиппова, скульптуры П.К.Клодта, Н.И.Либериха, Е.А.Лансере. Была здесь прекрасная картина В.А.Серова "Портрет рысака Летучего". Именно этот шедевр бросился спасать Самокиш, разбуженный криками "Пожар!" Особое место занимали в коллекции работы "отца русской ипической живописи" Николая Егоровича Сверчкова. Галерея Я.И.Бутовича стала настолько популярной, что в Прилепы приезжали знатоки искусства из Москвы и Петербурга. "Столица и усадьба"- журнал "красивой жизни" напечатал о "лошадиной" художественной коллекции большую восторженную статью.

В 1918 г., спасая завод и галерею от крестьянских погромов, Я.И.Бутович добился национализации Прилепского конезавода, а также того, чтобы его поставили возглавлять предприятие. Он был свой человек в Наркомземе, входил в различные комиссии и комитеты по развитию коневодства. Ему покровительствовали Лев Троцкий и Семен Буденный. Однако в 1924 г. на Бутовича начались гонения со стороны властей Тульской губернии и его освободили от руководства как бывшего дворянина. А в 1927 году Прилепский завод был ликвидирован, как якобы не дающий ценного племенного материала. Табун передали в Хреновский конный завод, а в Прилепах была размещена Тульская государственная заводская конюшня. Не менее печальным событием стало расформирование в 1928 г. художественной коллекции прилепского музея. Вскоре Я.И.Бутович был арестован: ему дали три года тюремного заключения со строгой изоляцией по уголовной статье: политические процессы в стране тогда еще не начались. Выйдя в 1931 г. на свободу без права проживать в Москве и других крупных городах, Яков Иванович поселился в Вязьме, потом в Щиграх Курской области. В 1937 г. он был вновь арестован, и уже через два месяца приговорен к расстрелу …

Лишь в 1989 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Яков Иванович Бутович был реабилитирован. Однако в его имении мы не нашли даже мемориальной доски на доме знаменитого коннозаводчика.

Подробнее>>

Фотографии: Богучарово, Яковлевское, Обидимо, Руднево, Прилепы

Светлана Горбова, Михаил Коробко


 

Design by Русскiй городовой © Официальный сайт ОИРУ Webmaster