Общество изучения русской усадьбы
Google

WWW
ОИРУ
Адрес общества:
129366 ул. Космонавтов, д.2
Телефон:
(095) 686-1319, добавочный 229, факс: 686-1324,
с пометкой "Для ОИРУ"
E-mail:usadba@archeologia.ru
 
Rambler's Top100
 
  Главная Ссылки Форум Партнеры Персоналии Интернет- собщества: Русская усадьба Архитектурное наследие  
  История ОИРУ Библиотека ОИРУ Календарь событий Экскурсии ОИРУ Сборники ОИРУ Хроника вандализмов Архив новостей  

 

к экскурсиям

10-14.06.2005 г. Состоялась долгожданная экспедиция ОИРУ в Нижегородскую и соседние области.

Предлагаем вашему вниманию два отчета по данной поездке:

Отчет Дины Заварюхиной

Отчет Марии Георгиевны Рогозиной


Сколько волнений доставила подготовка этой поездки организаторам; и как ждали ее участники экспедиции! И вот, наконец, 10 июня, утро, ст.м. "Таганская", Шоссе Энтузиастов, выезд из Москвы, известная Владимирка и …


Осмотр достопримечательностей начался уже в Ивановской области. Первой остановкой стало село Лежнево (Лежневский район), прежде - одно из богатейших торгово-ремесленных сел. Здесь сохранился храмовый комплекс: Знаменский собор (1745, 1813) - монументальный пятиглавый храм, построенный на средства крестьянина (!) А.П.Любимова. В 1816-1823 гг. по проекту арх. Я.Моричелли (?) на средства купца К.В.Кукушкина была возведена грандиозная пятиярусная колокольня в стиле классицизм. Рядом расположены Казанская (1745) и Христорождественская (1725-1729, 1839-1851) церкви.

Село Нижний Ландех (Пестяковский район) - храмовый комплекс: церковь Рождества Богородицы (1785-1805) - огромный храм архаичной композиции (четырехстолпный собор со световым пятиглавием) с тонкой лепной декорацией фасадов в стиле раннего классицизма. В интерьере в ужасающем состоянии находятся роскошная лепнина, живопись и пышный барочный иконостас.

Мнения специалистов относительно времени создания живописного убранства храма разделились. Некоторые считали, что лепнина и украшения созданы в то же время, когда и сама церковь. Другие полагают, что время создания лепного убранства - конец XIX и даже начало XX века. Вопрос остался открытым.

Рядом с собором сохранились колокольня (1775) и Троицкая церковь (1755-1763) - качественный образец стиля барокко. Сейчас ведется восстановление Троицкой церкви.

Сделали остановку в селе Пестяки (Пестяковский район), где расположена Успенская церковь (756-1760; перестроена в середине XIX в.) Церковь примечательна своей раскраской: на фоне белых стен - узоры ярко-голубого цвета.

Первым объектом, с которого начали осмотр памятников в Нижегородской области, стало село Пурех (Чкаловский район) - вотчина князя Д.М.Пожарского (с 1613 г.). В 1619 г. им здесь был основан Спасо-Пурецкий монастырь. Сохранившийся кирпичный Спасо-Преображенский собор выстроен взамен деревянного в 1630-1640-х гг. по заказу Д.М.Пожарского. Это двухэтажный, двустолпный в плане храм, завершенный пятиглавием. Собор занимает важное место в храмостроительстве князя Пожарского. Его сакральная и архитектурная программа имеет две составляющие - она следует за распространившимся при дворе культом Св. Макария Желтоводского (ему посвящен придел пурехского храма) и отражает родовые традиции заказчика (ориентация на образ собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, усыпальницы Пожарских, второй придел в Пурехе освящен в память Св. Евфимия). Трапезная и колокольня построены в 1879 г. На главной площади села установлен памятник Д.М.Пожарскому.

Под вечер участники экспедиции побывали в селе Вершилово (Чкаловский район). В XVII в. здесь находилась усадьба князя Д.М.Пожарского с деревянными хоромами и двумя церквями. Сохранившаяся Спасо-Преображенская церковь была построена в 1819-1835 гг. на средства прихожан во главе с помещиком В.Лиляковым. Это оригинальный, эффектный по композиции и силуэту храм в стиле классицизм с чертами барокко.

Ночевать членам ОИРУ предстояло в городе Городец, расположенном на берегу Волги. Река в этом месте значительно расширена и образует Горьковское водохранилище.

Наша гостиница с певучим названием "Берегиня" представляла собой дебаркардер, "навсегда" причаливший к берегу. В качестве гостиничных номеров - небольшие, но уютные каюты; по внешнему периметру судна - прогулочные палубы. Огромная (для такого маленького судна) люстра в холле живо напомнила о роскошном убранстве "Титаника". К счастью, его судьбу гостиница не повторила.

Осмотр Городца не входил в официальную программу экспедиции. Особо любознательные члены Общества смотрели город самостоятельно, кто - поздним вечером, кто - ранним утром.

Городец основан в 1152 г. Юрием Долгоруким. В 1263 г. в Городце, в Федоровском монастыре, скончался Александр Невский. Во вт. пол. XIII в. Городец был центром удельного Городецкого княжества. Впоследствии был обращен в село и был пожалован Екатериной II Г.Г.Орлову. Затем принадлежал Паниным и Волконским. Уцелели валы древнего Городца (Княжая гора). Из архитектурных памятников примечательны также: башня ограды Никольского собора (1673 г.); церковь Михаила Архангела (1707 г.), церковь Св. Духа (сер. 19 в.), кладбищенская Покровская церковь (1824 г.). Город сохранил историческую застройку XIX в. с торговыми рядами, каменными особняками и деревянными домами, обильно украшенными резьбой.

Утром, 11 июня, выезжая из Городца, всем еще раз удалось полюбоваться старинными улочками с колоритной застройкой. Добротные купеческие особняки; домики в стиле "модерн"; уютные улочки с цветущими кустами шиповника; великолепная панорама Волги и Горьковского моря - Городец оставил по себе очень приятное впечатление.

Уезжать из Городца не хотелось. Остановились в Городецком районе - в селе Николо-Погост. Здесь, на берегу Волги находится храмовый комплекс. Сохранились: Спасо-Преображенская церковь (1760 г.) - ярусный храм, в архитектуре которого запоздавший нарышкинский стиль соединился с архаизирующими проявлениями в декоре (наличники узорочья XVII в.); церковь Владимирской иконы Богоматери (1788 г.) - традиционный для церковного строительства региона архаичный храм в духе XVII в. - высокий четверик с пятиглавием. Колокольня построена в XIX веке в стиле классицизм. Храмы окружает кованая ограда 1865 г.

Вся группа церковных зданий живописно разместилась на обрыве пойменной террасы. Чуть дальше за озером Княжье, на другом берегу Волги расположен город Балахна.

Оранский Богородицкий мужской монастырь в селе Оранки (Богородский район). Монастырь основан в 1634 г. дворянином П.А.Глядковым (в монашестве Павлом). Обитель прославилась чудесами Оранской иконы Богоматери (списка с Владимирского образа). Сохранившийся архитектурный комплекс сформировался в начале XIX в., когда были построены собор Владимирской иконы Богоматери (в стиле классицизм, с пятью куполами), колокольня и другие сооружения.

В советское время на территории монастыря находилось лечебно-профилактическое учреждение (ЛТП). Сейчас храмы переданы Церкви, ведется восстановление монастыря. Несмотря на эти перемены, приметы ЛТП еще присутствуют: колючая проволока на стенах, окна с решетками.

Повсюду в Нижегородской области нам встречались островки люпинов. Ярким пятном выделялись эти сине-сиреневые цветы на фоне расстилающихся зеленых лугов. Не устояв перед этой красотой, участники экспедиции остановились возле одного такого сиреневого поля. Подойдя поближе, выяснилось, что на этот раз это были не люпины, а цветущая сельскохозяйственная культура. Названия ее никто не знал, а специалистов-ботаников в этот раз в поездке не было…

Финальным пунктом этого дня экспедиции значилось село Подвязье (Богородский район) - усадьба Приклонских-Рукавишниковых.

В Интернете название этой усадьбы часто всплывает на сайтах, посвященных геокешингу. На одном из них есть подробное описание тайника, который находится в усадьбе. Членов ОИРУ клады не интересовали. Интересовала архитектура.

Подвязье - это одна из крупнейших усадеб области, сохранившая комплекс многочисленных построек XVIII - начала XX вв. Во второй половине XVIII в. село принадлежало бригадиру Богдану Михайловичу Приклонскому и его жене Федосье Матвеевне. Ими была основана усадьба на высоком берегу Оки и разбит парк. В 1879 г. Подвязье купил нижегородский купец С.М.Рукавишников, превративший усадьбу в образцовое хозяйство. Сохранились: главный дом (кон. XVIII в. с последующими перестройками, в руинах), служебные корпуса (циркумференции), Воскресенская церковь (1818 г., уникальный овальный храм со звонницей в виде триумфальной арки, в руинах), скотный двор, насосная станция, ограда и ворота.

С высокого берега Оки открывается эффектный вид на заречные дали. Любование природными красотами с недавних пор стало входить в программу поездок ОИРУ. Начало этому было положено в Брянской экспедиции. Участники поездки часто вспоминали вид с горы Кветунь, надеясь увидеть где-нибудь что-нибудь подобное. И вот - усадьба Подвязье. Опять река, высокие холмы, огромное небо, простор … Правда, в нижегородскую панораму вписывался город Дзержинск, с современными домами, трубами и пр. Но с высоты холма, сквозь дымку, он воспринимался скорее как картинка в стиле "фэнтэзи", ничуть не омрачая впечатления.

Мы по-доброму позавидовали былым владельцам усадьбы. Каждый день любоваться такими видами (тогда ведь и город еще не был построен)! Поистине будешь чувствовать себя властелином мира. Вдоволь насладившись видами заречных далей и архитектурных построек, путешественники отправились в г.Павлово.

Павлово - известно как дворцовое село с сер. XVII в., впоследствии принадлежало кн. Черкасским и гр. Шереметевым. В XVIII-XIX вв.- центр торговли и ремесленного производства (кожевенные, замочные мастерские). С 1919 г. - город, районный центр. Расположенный на высоких приокских холмах, Павлово сохранило застройку исторического центра. Из архитектурных памятников выделяются: Воскресенская (1778) и Вознесенская (1795) церкви, дом-дворец купца Гомолина (эффектное эклектичное сооружение с башней).

Сейчас Павлово известно автобусами марки ПАЗ; здесь находится завод по их производству. Продолжая традицию, заложенную купцом Карачистовым, многие местные жители выращивают павловские лимоны.

12 июня. День независимости. Праздник, благодаря которому члены ОИРУ ежегодно совершают свою многодневную летнюю экспедицию.

Село Борисово-Покровское (Дальнеконстантиновский район) - усадьба гр. Остерман-Толстых. Сохранилась Покровская церковь (1820), построенная по заказу графини Марии Алексеевны Остерман-Толстой. Это уникальный для области ротондальный храм в стиле ампир с двухколоколенной папертью. По преданию, проект был прислан из Петербурга, строительство велось местными мастерами, упростившими многие архитектурные детали.

Великолепный колонный портик храма утрачен в 1970-е г. Тогда же были разрушены и дома причта, находившиеся рядом. Местная жительница любезно показала нам фотографии храма, с еще сохранившимся портиком.

Село Богоявление (Дальнеконстантиновский район) - Богоявленская церковь (1826) - монументальный храм классицизма с пятью куполами, колонными портиками на фасадах и высокой колокольней.

Крутой Майдан (Вадский район) - храмовый комплекс в большом торговом селе. Троицкая церковь и отдельно стоящая колокольня с аркой проезда построены в 1805 г. В их архитектуре еще заметно влияние барокко. Второй храм - Рождественский (или Никольский, 1832) был выдержан в классическом стиле (в настоящее время разобран купол). В таком виде храм больше напоминает небольшой ампирный особнячок. Раньше в нем располагалась школа, сейчас - возвращен Церкви.

Дубенское (Вадский район) - храмовый комплекс бывшего села Воронцово (ныне в составе Дубенского). Сохранились: церковь Воскресения Словущего (1698) - оригинальный по объемной композиции памятник, в архитектуре которого сказалось влияние узорочья XVII в. Четырехстолпный храм завершен глухим и непропорционально малым пятиглавием. Малые главки, окружившие центральную главу, похожи на пугливых деток, прижавшихся к матери. Интересны детали фасадного декора; красив портал с белокаменной отделкой. Высокая шатровая колокольня современна храму. Невооруженным глазом виден наклон колокольни. Со всех сторон ее поддерживают мощные деревянные бревна. Вторая церковь, Козьмодемьянская (1789) представляет собой образец провинциального барокко.

Выезжать из Дубенского решили по дороге, ведущей через поле. Это позволило бы нам сэкономить время и быстрее оказаться в Арзамасе. Лишь благодаря профессионализму наших водителей мы успешно преодолели этот путь. Сделали остановку "для фотографов" в селе Медынцево (Арзамасский район). Здесь, на высоком холме, эффектно возвышается Успенская церковь.

Ночевать ОИРУ предстояло в г.Арзамасе.

На окраине Арзамаса в селе Выездном возвышается Смоленский собор (1815, построен на средства гр. Салтыковых) с шатровой колокольней 1721 г.

От собора открывается красивая панорама Арзамаса, с долиной реки Теши.

Арзамас возник в 1578 г. На XVIII-XIX вв. приходится его экономический и культурный расцвет, свидетельством которого является обилие каменных храмов и богатых особняков, определяющих нынешний облик города. В Арзамасе сохранились десятки интереснейших памятников архитектуры XVII-XIX вв. Среди них - Воскресенский собор (1814-1842, арх. М.П.Коринфский, отделка интерьера - художники школы А.В.Ступина) - грандиозный классический храм, господствующий в панораме города. Сохранились также ансамбли Спасского и Никольского монастырей; многочисленные церкви XVIII-XIX вв. (большинство в советское время утратили завершения); особняки в стиле классицизма.

Утро 13 июня было посвящено осмотру городских достопримечательностей. Группами и поодиночке члены ОИРУ бродили по Арзамасу, вооружившись планом города. Как всегда, времени на осмотр города было мало. Восхищаясь архитектурными красотами Арзамаса, мы с сожалением покидали город. Путь наш лежал в село Хирино (Шатковский район).

Здесь находится великолепная церковь Иоанна Предтечи (1758) - выдающийся памятник архитектуры барокко столичного уровня (вероятно, архитектурный заказ местного помещика). Двухэтажный грандиозный храм, крестообразный в плане, был завершен высоким куполом с выразительной фигурной главой (обвалился в 2004 г.). Вероятно, на уровне второго этажа храм окружала галерея на аркадах с лестницами (утрачена). Отдельно стоящая колокольня современна церкви. Она также покоится на двухъярусном основании, пластически обработанном рустованными пилястрами и колоннами с фронтонными завершениями. Это тяжелая нижняя часть легко несет верхний ярус звона со своей небольшой главой. Подъезжая к селу, мы не увидели привычного церковного купола. Колокольня, да, видна, а вот храм… Как рассказали местные жители, купол обвалился летом 2004 года. Сейчас от церкви сохраняется двухэтажное крестообразное основание. В таком виде храм выглядит приземистым и как бы распластанным по земле. Красавица-церковь в Хирино пополнила собой печальный список архитектурных утрат. Во время нашего пребывания в Хирино погода начала портится, вдалеке гремели грозовые раскаты. Уезжали мы, провожаемые мелким дождем. Наверное, природа тоже оплакивала затерянный и порушенный памятник.

С грустью покидали мы Хирино, направляясь в село Луканово (Шатковский район). Там предполагалось увидеть Спасскую церковь, весьма схожую с церковью в селе Хирино.

Под проливным дождем добрались до места. По дороге, ведущей непосредственно к храму, на автобусе решили не подъезжать. Сильный дождь размыл и без того разбитую проселочную дорогу. В ожидании, когда окончится дождь, члены Общества провели в автобусе около полутора часов. Самые нетерпеливые, захватив зонты и плащи, пошли к храму. Оставшиеся в автобусе затеяли дискуссию об архитектурных особенностях этого культового сооружения. Издалека храм представляет собой эффектную композицию, вызывающую в памяти образ корабля. Взгляд сквозь дождевые потоки лишь усиливал это впечатление. Спасская церковь, 1798 г. Как и в хиринской церкви, двухъярусное сооружение соединяет в одном объеме крестообразное в плане зимнее отапливаемое помещение в нижнем этаже и холодное высокое пространство восьмигранного купола летней церкви. Четырехугольная в плане колокольня, завершенная шпилем, стоит отдельно, но соединена галереей на уровне второго яруса, которая основана на широкой арке.

После сложного выезда (преимущественно задним ходом) по сложной дороге, участники поездки направились в Серафимо-Понетаевский монастырь (село Понетаевка Шатковский район). Серафимо-Понетаевский монастырь был основан в 1864 г. монахинями Дивеевской общины. Сохранился архитектурный ансамбль рубежа XIX-XX вв., выдержанный в эклектичном русском стиле. Часть монастырской территории по-прежнему занимает лечебное учреждение. Остальная территория принадлежит монастырю, который активно ведет обустройство.

Финальным аккордом четвертого дня экспедиции стало Дивеево (Дивеевский район) - прославленный монастырь, связанный с жизнью и монашеским служением Серафима Саровского.

Обитель образована в 1861 г. из женской общины (основана в 1775 г. помещицей А.С.Мельгуновой, в монашестве Александрой). В начале XX в. это был богатейший женский монастырь в России. Сохранился архитектурный ансамбль XVIII-начала XX вв., в силуэте которого доминируют два больших пятиглавых собора эклектичной архитектуры - Троицкий (1845-1878) и Преображенский (1907-1917). Сохранилась также Казанская церковь (1767-1775), построенная основательницей общины, и другие сооружения. После монастыря нам предстояла долгая дорога в Муром (Владимирская область). Граница Нижегородской и Владимирской областей, знакомый понтонный мост, панорама Мурома и уже известная гостиница "Русь"…

Наступило 14 июля, завершающий день поездки. После выезда из Мурома направились опять в Нижегородскую область, а затем, постепенно приближаясь к Москве, проехали в Рязанскую область. Посетили село Ардабьево (Выксунский район Нижегородской области).

Здесь сохранилась Владимирская церковь, 1820-х гг. Храм представляет собой ротонду "от земли" со стоящей рядом несколько грузной колокольней.

В Рязанской области первым пунктом значился город Елатьма (Касимовский район).

Елатьма впервые упоминается в 1381 г., бывший уездный город, ныне поселок на берегу Оки. Сохранились многочисленные архитектурные постройки XVIII-XIX вв.: торговые ряды, особняки, церкви - Вознесенская (1795), Троицкая (сер. XVIII в.), Всехсвятская (1834), Покровская (кон. XVIII в.). Село Ермолово (Касимовский район) - Успенская церковь (1795) построена по заказу А.Р.Баташова - владельца заводов и усадьбы в Гусе-Железном. Яркий памятник архитектуры классицизма, имеющий много общего с другими храмами, построенными Баташевыми в окрестностях Касимова и Выксы.

Церковь стоит на высоком холме, у дороги. Если смотреть на нее со стороны колокольни можно уловить сходство с китайской пагодой. Так легко и естественно это стремление ввысь, легкость и изящество.

Еще одна церковь, построенная Баташовыми, обнаружилась в селе Которово (Касимовский район). Что любопытно - посвящение церкви - Успенская; датировка - 1795 г. Правда, по сравнению с ермоловской, это сооружение выглядит массивно, несколько тяжеловесно, и упрощено в деталях.

Интересную особенность наблюдали мы, проезжая по Касимовскому району. На сельской улице, практически перед каждым домом находится квадратное кирпичное сооружение, "без окон, без дверей", под железной крышей. Благодаря любознательности Г.В.Галицкой, выяснили, что постройки эти называются "лабазы". В старину они предназначались для хранения ценных вещей, чтобы не пострадали в случае пожара. Что хранится в них сейчас - осталось тайной.

Село Телебукино (Касимовский район) - Преображенская церковь (1807-1849). Построена на средства помещика Андрея Михайловича Якушкина. Колокольня возведена позже по заказу помещика Максудова. Большой классицистический храм центрической композиции, оформленный шестиколонными портиками на фасадах и с купольной ротондой в завершении.

Сразу за храмом начинается красивая березовая роща. Извилистые тропинки, сбегая вниз, приводят к Оке. Очень благостное впечатление оставляет это место. Гармония архитектуры и природы здесь просто очевидна.

День клонился к вечеру и экспедиция ОИРУ подходила к концу. Завершающим пунктом стало село Перво (Касимовский район).

Здесь, на берегу Оки (Ока сопровождала нас на всем протяжении поездки), находится усадьба Гильдебрандтов. Сохранились служебные постройки в стиле классицизм - конный двор с угловыми башнями; два храма - Богородицкая церковь, начала XVIII в. и эклектичный храм Св. Диомида (1900), возведенный по заказу Андрея Ивановича Гильдебрандта. Интересна колокольня Богородицкой церкви: высокая башня с оригинальным завершением и звоном на уровне третьего, открытого, яруса.

Вечером 14 июня участники экспедиции вернулись в Москву.

Говорят, у человека можно отнять все, кроме того, что он видел. Усадебные путешественники могут считать себя богатыми людьми: храм в Нижнем Ландехе, уютные улочки Городца, живописное Подвязье, святая обитель в Дивееве и прочее, прочее… Кто еще может похвастаться таким богатством, которое навсегда останется при нас?

Организаторами поездки выступили А.В.Чекмарев, А.В.Слезкин, Д.Заварюхина.

Дина Заварюхина


Поездка по Нижегородской области с заездом в Рязанскую и Ивановскую была продолжительной и очень насыщенной. Уехали мы всего на пять дней, а по впечатлению прошло как будто очень много времени. Первый пункт, где мы остановились после длительного переезда из Москвы, был районный центр Ивановской области село Лежнево. Это большое торговое село с несколькими храмами, что характерно для сел в этих местах. В центре села высится огромная колокольня (1816-1823 гг.) с работающими часами (мы были поражены, когда услышали их бой). За колокольней стоит Знаменский собор (1745, 1813 гг.). Он имеет мощные стены, окруженные двухъярусной аркадой, очень интересный купол над притвором и неожиданно маленькие купола над самим храмом. Знаменский собор действующий, возможно незакрывавшийся, но внутрь нам попасть не удалось. Рядом с собором на его же территории стоит каменный сарай с шикарным барочным фронтоном. Многие детали храма, в особоности, купол над притвором и аркада и так же этот сарай напомнили нам украинскую архитектуру. Е.И. Кириченко высказала мысль, что возможно священники этих мест могли быть выходцами из Украины, тогда и понятно их архитектурные пристрастия. Рядом с колокольней в скверике стоит памятник Пушкину, поставленный, наверное, в 1999 году, он представляет вольное повторение московского памятника поэту. В этом же сквере стоит памятник жертвам Великой отечественной войне, установленный к 60-летию победы. Это легкое изящное сооружение, из арок, завершенное изящное главкой. Грустно, что через улицу от сквера и Знаменского собора стоят (пока еще стоят) два храма Христорождественский и Казанский. Они совсем заброшены и разрушаются.

Далее мы проехали мимо несколько интересных мест: Шую, Палех, Якиман и другие. Андрей Чекмарев обещал, что когда будет экспедиция по Ивановской области, мы посетим эти места.

Село Нижний Ландех поражает своими храмами. На небольшом округлом холме в центре селе стоят два храма и колокольня. Большой летний храм Рождества Богородицы подобен соборам XVII века, хотя построен на рубеже XVIII-XIX веков. Высокий пятикупольный он главенствует над всем пространством. Внутрь мы проникли через окно и были поражены его невероятной красотой. Три ряда вытянутых окон прекрасно освещают весь интерьер. На восточной стене еще троит каркас иконостаса с иконами в верхних рядах. Стены своды и столбы храма покрыты изящным лепным декором из цветного гипса. Большая часть лепнины пока еще держится на своих местах, но вот-вот может рухнуть. Соседний Троицкий храм гораздо меньшего размера, он был зимней церковью. В нем сейчас идут восстановительные работы. В трапезной Троицкого храма сохранились остатки ампирных одноярусных иконостасов. Рабочий рассказал, что ведутся разговоры о реставрации и летнего храма.

Проехав еще некоторое расстояние, мы въехали в Нижегородскую область. Сразу же изменился пейзаж. За окном были все те же поля и луга, но по сравнению с Ивановской областью, где они почти все были заброшены, в Нижегородской большинство полей ухожено, засеяно или вспахано.

Уже под вечер мы доехала до села Пурех Чкаловского района. Это большое село с несколькими храмами в XVII веке принадлежало кн. Дмитрию Пожарскому, которому сейчас там поставлен памятник. Спасо-Преображенский собор, построенный кн. Пожарским в 1630-40-х гг., стоит в центре села, он был закрыт, но, по-видимому, там проводятся службы, т.к. вид у него приличный, хотя все вокруг и заросло крапивой. Он большой, пятикупольный, с двумя приделами был собором, существовавшего здесь в XVII веке Преображенского монастыря. Мы прошли по главной улице, любуясь домами с затейливыми украшениями. Дальше по улице мы видели еще храм середины XIX века и другой XVIII века, в ….

Уже вечером мы переехали через Волгу по плотине Горьковской Гидроэлектростанции и остановились в плавучей гостинице г. Городца. Когда переезжали реку наши шоферы не заметили знак, указывающий, что возможен проезд транспорта с весом, не превышающим сколько-то тонн. А у нас вес оказался больше, и шофера еле-еле отговорились.

Несмотря на усталость, все поехали в город. Гостиница от центра довольно далеко (ок. 4 км), но путь идет по старой торговой улице с интересными домами XIX века. Чтобы въехать в центральную часть города транспорт поднимается вверх по крутому подъему. Центр город застроен в основном небольшими уютными домами низ каменный, а второй этаж деревянный резной. На улице Дзержинского стояли и 2-3 -этажные каменные дома конце XIX- начала XX веков, также весело разукрашенные, но встречаются и дома в стиле модерн. Над Волгой на высоком берегу бульвар с памятниками кн. Александру Невскому и городу Городцу. Вид со смотровой площадки открывается на волжские дали замечательный. Тут же на набережной стоит дом с "берегинями", т.е. со знаменитой приволжской глухой резьбой, которую еще называют корабельной. К сожалению, домик этот был вызывающе и неумело выкрашен, так, что смотреть на него не хотелось, стоявшие радом более скромные дома гораздо приятнее на взгляд. Мы дошли до огромных мощных волов, идущих через весь город. Но ходить по ним не стали, было уже темно. Дошли до площади, где стоят такси и поехали в гостиницу. Нас еще заранее предупредили, что проезд до города стоит 30 рублей, а таксист запросит по их меркам огромную сумму - 40, но мы не спорили и отдали, сколько просит. В городе в центре нет храмов, осталась только часовня на высоком крутом холме, нависающем над дорогой, идущей от нижней улицы к центру города. Часовня совсем заброшена, а раньше это была часовня-башня ограды главного городского собора. На соседнем холме когда-то стоял монастырь, от которого так же почти ничего не осталось. Издали видели колокольню храма, суда по окраске действующего, но дойти не смогли - очень далеко в сторону.

11.06.05.

Утром все проснулись очень рано, чтобы при свете посмотреть еще раз Городец. Опять прошлись по уже знакомым улицам, засняли, понравившиеся вечером, дома, погуляли по бульвару, и заспешили назад в гостиницу, где позавтракали и успели купить местный сувенир - городецкие пряники. Посмотрев еще раз город мы все в один голос сказали, что в нем приятно жить.

В 9.30 мы двинулись дальше, проехали еще раз через город, чуть заблудились при выезде и направились в село Николо-Погост. В селе стоят два храма и колокольня между ними. Типичная композиция древних погостов, не зря оно так называется. При первом взгляде можно подумать, что храмы построены в конце XVII века, один пятиглавый, второй нарышкинского стиля. Только приглядевшись, замечаешь, что все постройки более поздние. Село стоит не на берегу Волги, а в нескольких км в сторону. Но берег виден, хотя реки не видно, она ниже, но видна Балахна, стоящая на противоположном берегу. Далее был длительный переезд. Сначала до Нижнего Новгорода, до его заволжской части, потом через Волгу, когда мы любовались панорамой города. Далее по новым районам, потом через Оку. Потом довольно большой переезд. По пути мы сделали остановку на приглянувшемся пригорке и собирали землянику, которая в этом году поспела довольно рано. Вторая зеленая остановка была поход к сиреневому полю. Издали мы увидели совсем яркое сиреневое поле, настолько нас заинтересовавшее, что решила к нему сходить. Идти было километра полтора, и молодежь добралась до него быстро. Это оказались посадки люцерны, кормовой бобовой культуры, похожей на садовые лупины.

Оранский мужской монастырь был открыт еще в XVII века, а вновь открыт недавно, но возрождается он быстро. Собор внешне приведен в порядок, также и здание келий, а вокруг бетонная стена с "егозой", память о недавнем прошлом - здесь была или воинская часть или тюрьма. Вошли мы с трудом, т.к. большинство дам было в брюках. Территория раньше была намного больше, а сейчас невелика. Основные постройки в монастыре относятся к XIX веку. Собор Владимирской Божьей Матери огромен, несколько даже великоват для современного двора. Он подобен храму Христа Спасителя по общему абрису, но детали в нем еще тяготеют к классицизму. Внутри сохранились частично росписи XIX века, но иконы почти все новые. За свечным ящиком торговала приветливая женщина-украинка, которая не поверила, что мы из Москвы, сказав, что из Москвы другие приезжают.

Дальше мы ехали и часто спрашивали дорогу, но все-таки нам ее объяснили неправильно. Автобус остановился на дороге, где в сторону отходила грунтовая дорога. По ней мы и пошли сначала через поле, потом через лес, потом опять полем, потом лугом до деревни и через нее к берегу Оки. Прогулка была бы приятной, если бы не мошка. Именно мошка, а не комары. Шли мы так около четырех километров, пока не дошли до усадьбы Подвязье. Дошли и забыли все трудности пути. В конце деревни высились ворота в готическом стиле на них табличка "Музей-усадьба Подвязье", но, к сожалению, ничего музейного больше не было. За воротами стоит триумфальная арка невероятной красоты, за ней ротонда храма, окруженная сдвоенными колонами. Форма церкви Воскресенской церкви и арки-звонницы высочайшего художественного качества. Они так прекрасны, что дух захватывает. Подобное можно увидеть только в пригородах Петербурга (на ум пришел Павловск). Самые отчаянные из нас влезли в склеп и смогли снять надгробия владельцев усадьбы Приклонских. Далее стоит дом на высоком берегу Оки. Он почти заброшен, только в одном крыле кто-то живет и охраняет это крыло огромная кавказская овчарка. Дом красный кирпичный трехэтажный, построен в кон. XVIII века, но сильно переделан в конце XIX в. в смеси готического, древне-русского и еще какого-то стилей последними владельцами усадьбы нижегородскими купцами Рукавишниковыми. Перед домом огромный полукруглый двор, оставшийся от эпохи классицизма. Несколько дальше стоят остатки хозяйственных построек, конный, скотный дворы, насосная станция с башней, похожей на средневековый замок и множество других хозяйственных построек, возведенных Рукавишниковыми. За домом простирается большой тенистый парк. Молодежь пошла через него к дальнему входу с красивыми воротами, но старшее поколения, помня об обратной дороге, не рискнуло. Местные жители рассказали, что до середины 1980- годов все постройки были в порядке, т.к. усадьба была опытной базой университета. Во время перестройки денег на нее не стало, и все постепенно пришло в упадок.

Была здесь и неожиданная встреча. Е.И. Кириченко встретила своих знакомых, участников одной из научных конференций по истории Нижегородской области. Они решили осмотреть во время отпуска местные достопримечательности и путешествуют на своей машине по окрестностям Нижнего. До Подвязья они ехали по другой шоссейной дороге, от которой по грунтовой всего один километр. Мы пошли назад, жалея, что не можем связаться с автобусом и объяснить, как проехать на ближнюю дорогу. Две наши спутницы решили сократить путь и пошли по довольно широкой дороге через поле. Эта дорога оказалась и, правда, короче, но она привела их и болоту, через которое они ели перебрались.

Вечером мы доехали до г. Павлово, где заночевали.

12.06.05.

Утром мы все отправились смотреть город. Город расположен на высоких холмах, а центральная площадь с рынком в низине. Мы прошли по берегу до Воскресенской церкви, стоящей над Окой. Когда мы подошли храм был еще закрыт, т.к. было только половина восьмого утра. Видели мы и священника этого храма, который сидел и любовался заокскими далями. Потом прогулялись по городу, видели дом купца Гомолина, местную достопримечательность. В этом дома сейчас городской музей. На церковную службу мы попали в храм Вознесения, эффектно стоящий на высоком холме. В Павлове дома XIX века перемежаются с домами советского времени, в центре стоит типичный для 1970-х годов стеклянный универмаг. Впечатление, что все жители города только и думают, как обзавестись сотовыми телефонами или заплатить за переговоры: салонов связи в Павлове на главных улицах, наверно, больше, чем всех остальных магазинов вместе взятых. Гостиница в городе стоит среди пятиэтажек, и сама имеет пять этажей и балконы. С этими балконами произошел смешной случай. Одна из наших дам хотела в последний день отпраздновать какое-то событие и взяла из Москвы продукты, а часть купила по дороге. Чтобы продукты не испортились, она вынесла их в двух картонных коробках на балкон. На рассвете члены ОИРУ, ночевавшие в соседнем номере, были разбужены невероятным птичьем гвалтом. Наверно все вороны и галки Павлова слетелись под их окно, рвали коробки на соседнем балконе и лакомились пирожками. Они пытались их разогнать, постучали в соседний номер и сказали, что птицы воруют продукты, но потом все-таки заснули. Хозяйка пирожков рассказывала в автобусе, что под ее окном все утро так красиво пели птички, а потом какие-то хулигане стучались в номер. Когда же она вышла взять продукты, то от коробок не осталось и следа, а две вороны гоняли по балкону последнюю консервную банку.

Около 10 часов утра мы выехали из Павлова. Проехали опять через Вормсу. Чекмарев пошутил, что не надо путать Вормский собор и Вормский монастырь. Остановились ненадолго для съемки монастырских руин издали. Потом проехали опять по окраинам Нижнего Новгорода и свернули на дорогу в сторону Арзамаса. Первыми остановками были село Покровское-Борисово и село Богоявленское,в которые мы осмотрели храмы. Оба храма были построены в 20-х годах XIX века в стиле ампир. Проекты обоих храмов были заказаны владельцами усадеб в столицах, но строили местные мастера и поэтому храмы получились странноватые по своей архитектуре. Следующая остановка была село Крутой Майдан. В нем на береге пруда стоят два храма и высокая колокольня. Троицкий храм был построен в 1805 году, но по архитектуре его можно принять за постройку первой половины XVIII века, т.к. он представляет тип церквей восьмерик на четверике, завершенный главой с ярусным барабаном. Храм был заперт, но на двери висело расписание служб, - значит действующий. Второй - Рождественский был построен в классических формах. Его переделали под школу, а потом школу перевели. Храм весь зарос сорняками и разрушается. Между храмами стоит мощная трехъярусная колокольня, завершенная шпилем. Вокруг большое село. Рядом с храмовым комплексом на берегу пруда мы увидели примечательный дом, весь украшенный резьбой. У хозяев узнали, что дом относительно новый - 1961 года. Строил его дед нынешнего хозяина в традиционных формах.

Далее поехали в поселок Дубенское,в которое вошло старинное село Воронцово. В Воронцове пока сохранился храмовый комплекс - выдающийся архитектурный ансамбль XVII века. Пятикупольный Воскресенский храм с изумительными белокаменными узорчатыми порталами и наличниками пока еще стоит, но у него вот-вот совсем отвалятся абсиды. Рядом восьмигранная колокольня с муравлеными изразцами. Она покосилась и со всех сторон имеет деревянные подпорки. Второй храм - Введенский построен в 1789 годе в стиле позднего барокко. Он сохранился получше и даже окна на месте. Местные жители рассказали, что в поселке сохранился и успешно работает совхоз. Они же посоветовали срезать угол через село Медынское, в котором мы осматривали интересную церковь сер XVIII века, которая не было запланирована. Дорогу мы срезали, но время потеряли, т.к. ехать пришлось по проселку, что трудно для большого автобуса, который один раз так накренился, что пришлось всем выходить, что бы не было аварии. Под вечер мы добрались до Арзамаса. Первая остановка было в пригороде на другой стороне реки Тёши, где стоит огромный пятикупольный Смоленский собор. Странновато видеть храм, построенный в стиле классицизм, и колокольню также классическую, но с шатровом завершением. Около храма в его ограде небольшое кладбище, наиболее интересная могила крестьянина Гунькова с фигурой ангела. От храма открывается прекрасный вид на город. Город невысокий одно-двухэтажный, только с краев видны более высокие здания, но и они не портят панорамы.

Устроили нас в гостинице в новом районе. Для вечерней прогулки в центр пришлось ехать на автобусе. Город производит хорошее впечатление. Дома в центре отреставрированы. Восстанавливаются храма, некоторые почти с нуля. Улица, идущая по склону холма по задумки подобна нашему Арбату, она прогулочная, раскрашенная и полна магазинчиков и кафе, только не пешеходная. Рядом на базарной площади при нас спускали шатер цирка -шапито. Зрелище довольно захватывающее. Но в городе мы забрели и в такие трущобы, что испугались. Над базарной площадью возвышается восстанавливаемая Благовещенская церковь (XVIII в,), а рядом с ней находится еще совсем заброшенный ансамбль Преображенского монастыря. В прекрасном Спасо-Преображенском соборе до сиз пор располагается городской архив. Рядом на кромке холма стоит все покрытое трещинами здание келий. Это настоящие руины, но в них живут, так поселился целый цыганский табор! Всё это место производит жутчайшее впечатлений. А рядом главная площадь, сияющий городской собор… Подсвечен собор ночью великолепно, в золотистом свете он возносится над городом.

13.06.05.

Утром еще раз прогулялись по центру Арзамаса, вздохнули, что неуспеваем в музей и поехали дальше. Первая остановка принесла ужасное разочарование. Мы приехали в село Хирино надеясь увидеть там один из лучших памятников елизаветинского барокко в Поволжье. Увидели же мы руины. Удивительно долго идут сведения о несчастье с памятниками архитектуры!!! Ни Нижегородские реставраторы, ни местная охрана памятников были не в курсе. В Интернете этот храм числится еще "живым". А он рухнул 20 мая и не этого, а прошлого 2004 года!!! Местные жители рассказали, как в субботу 20 мая в четыре часа дня раздался страшный грохот и огромный купол провалился внутрь храма. Жители вскоре приспособили остатки здания под коровник. Одна женщина дала нам старинную фотографию, чтобы мы ее скопировали в Москве и ее вернули. До этого момента нам сопутствовала хорошая погода, хотя несколько жарковатая. А Хирове небо затянуло тучами, и пошел дождь. Он продолжался и когда мы подъехали к храму в селе Луканово. Это село стоит не на шоссейной дороге, а на проселке, который тут же раскис и стал почти непроходимым. Мы долго стояли и ждали, когда кончится сплошной ливень, и в бинокли и телевики пытались рассмотреть этот удивительный храм. Дождь кончился, и все пошли через поле босиком. Храм во имя Спаса был построен в 1789 году в очень необычных формах. Издали по силуэту он напоминает церковь Знамения в Перове в Москве. Но он двухпрестольный. Нижний храм кубический с четырьмя эркерами, а у куба срезаны углы. Верхний храм расположен в ротонде, которую можно принять за купол. В него из колокольни идет двухъярусная аркада. Снизу архи широкие, в на втором этаже мелкие. Выбраться наш автобус из этого места смог с большим трудом - все так развезло, что до шоссе пришлось несколько километров ехать задним ходом и опять под дождем. Приехали в село Понетаевка, расположен Серафимо-Понетаевский монастырь. Сохранилось довольно много монастырских построек конца XIX века, только снесен главный собор. Сейчас сестры освятили небольшой храм в корпусе келий, который им вернули. Остальные здания занимает дом престарелых. Рядом с Понетаевкой в 2-х км находится село Кардевиль с церковью. Это село было пожаловано архитектору В.И. Баженову и перешло к его младшему сыну. Около храма сохранились могилы потомков архитектора. Но мы к ним не подъехали, так как очень торопились дальше. А дальше было Дивеево. Конечно, не только двух часов но и двух дней мало. Все-таки мы смогли побывать в Соборах, поклонится мощам святителя Серафима, увидеть его вещи, которыми он пользовался. Прошли мы и по недавно возобновленной Канавке Пресвятой Богородицы. С сожалением мы покинули это святое место, не побывав у знаменитых источников. Мы торопились в Муром. В Дивеево погода нас не подвела, дождь кончился, а красивые сумрачные облака остались на радость нашим фотографам. Мы торопились переехать Оку под Муромом по понтонному мосту, который разводят в 10 часов вечера. Этот мост навели всего за несколько дней до нашего приезда, нам очень повезло, иначе пришлось бы переправляться на пароме. По мосту автобус должен был ехать без пассажиров, так что мы все шли пешком и любовались панорамой города в лучах заходящего солнца.

14.06. 05.

Утром мы гуляли по Мурому, посетили недавно открытый Спасский монастырь, любовались узорочьем Благовещенского и Троицкого монастырей, поклонились мощам Свв. Петра и Февронии Муромских. Произошел любопытный случай с нашим завтраком. В соответствии с договоренностью по телефону мы направились в кафе около гостиницы, но выяснилось, что нас не ждут. Пока мы ехали, весь персонал кафе разогнали за воровство и новые ничего не знали о нашем приезде. Нас приняли в соседней столовой, в которой едва хватило продуктов на наш завтрак. Из Мурома мы выехали в сторону Москвы, но по дороге посетили еще несколько интересных мест в Рязанской области. Первое было Ардабьево с небольшим храмом. Потом город Елатьма по которому мы погуляли час полтора. Посмотрели несколько зданий начала ХХ века толи промышленных толи административных. Местная достопримечательность - деревянный дом фабриканши Поповой вот-вот развалится. На главной площади ужасное запустение и грязь. Храмы в городе не приводятся в порядок - впечатление у нас осталось невеселое. Далее побывали в двух селах Ермолове и Которове,принадлежавших Баташевым. В них стоят храмы очень похожие один на другой. Но Успенская церковь в Ермолове изумительно красивый храм в стиле классицизм, а которовский ему несколько неумело подражает. Но Михайлоархангельский храм в Которове открыт, и это само по себе радует. Мы проехали г. Касимов, и направились на Егорьевское шоссе. Далее мы приехали в с. Телубукино, где стоит необыкновенно красивый храм Спасо-Преображения. Он построен по заказу А.М. Якушевой первой половине XIX века. Вокруг церкви и дальше к Оке растет прекрасная березовая роща. Храм с его белыми колоннами очень хорошо гармонирует со стволами белых берез.

Посетили мы и усадьбу Перво. Очень любопытное место. В ней сохранились два храма и много служебных усадебных построек, но нет главного дома. Церковь Рождества Богородицы, небольшая, уютная постройка первой половины XVIII века сейчас действующая. А второй храм, имеющий редкое посвящение св. Диомида, закрыт. Этот храм построил последний владелец А.И. Гильденбрант, разбогатевший благодаря женитьбе на вдове, хозяйке усадьбы. Храм получился как у "новых русских", он до сих пор стоит как новенький, но какой-то не живой, в нем нет души. Он как иллюстрация выражения "из грязи в князи".

Несмотря на некоторые грустные моменты, поездка наша удалась. Мы увидели много интересных мест, смогли посетить несколько усадьб, городов, сел и монастырей. Побывали в четырех областях, не считая московской.

Мария Георгиевна Рогозина


 

Design by Русскiй городовой © Официальный сайт ОИРУ Webmaster