Общество изучения русской усадьбы
Google

WWW
ОИРУ
Адрес общества:
129366 ул. Космонавтов, д.2
Телефон:
(095) 686-1319, добавочный 229, факс: 686-1324,
с пометкой "Для ОИРУ"
E-mail:usadba@archeologia.ru
б у кровати.
Строительство коттеджей под ключ, стоимость, в Москве.
производство деревянных окон москва.
вентилируемый фасад комментарии и вентилируемый фасад доставка по москве.
 
Rambler's Top100
 
  Главная Ссылки Форум Партнеры Персоналии Интернет- собщества: Русская усадьба Архитектурное наследие  
  История ОИРУ Библиотека ОИРУ Календарь событий Экскурсии ОИРУ Сборники ОИРУ Хроника вандализмов Архив новостей  

Библиотека

к содержанию

КОЛОМЕНСКОЕ

ОЧЕРК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И ПАМЯТНИКОВ

В.В.ЗГУРА

Обратно*Далее

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Облик первоначального Коломенского, столь прославленного в анналах русской истории, остается для нас крайне расплывчатым, если не сказать, совсем неуяснимым. Небольшое село, бедного и политически еще не окрепшего московского князя, впервые упоминаемое под 1328 г.1, в отдаленнейшие времена представляется чем-то до крайности миниатюрным и незатейливым. Ни о каких художественных начинаниях, конечно, не приходится и думать, сомневаясь даже в элементарном благоустройстве этой маленькой княжеской вотчины.

Есть сведения, что в 1380 г. Дмитрий Донской после победы на Куликовом поле построил в Коломенском церковь на месте нынешней - Георгия Победоносца2. Мы не знаем, была ли эта церковь деревянной или каменной, но, по остаткам древней кладки в фундаменте существующего здания, можно, пожалуй, заключить последнее; в этом не будет ничего невероятного.

Вопрос о существовании в Коломенском в это время великокняжеского дворца приходится оставить открытым. Полное отсутствие каких бы то ни было данных не позволяет делать хоть сколько-нибудь достоверных предположений о постройках и их ансамбле. Эпизодические, но уже более или менее конкретные сведения появляются со второй четверти XVI столетия, когда постепенно начинает складываться художественный лик древней усадьбы. Великий князь Василий III должен занять виднейшее место в художественной истории Коломенского. С его именем связаны те постройки, которые и составляют громкую славу примечательного села в настоящее время. Монументальное строительство, поглощавшее большие затраты, было открыто в 1532 г. сооружением большого каменного храма Вознесенской церкви, которая 3 сентября следующего года была уже освящена митрополитом Дионисием с Коломенским и Сарайским епископами в присутствии великокняжеской семьи и двора. Художественная исключительность памятника поражала современников и летописец, отметивший это событие, восторженно восклицает: "Бе же церковь та вельми чудна высотою красотою и светлостью, якова не была прежде сего в Руси. И поунеже Князь Великий Василий Иванович, Государь всея Руссии, возлюби ю, того ради и украси веялкою добротою якоже достоит святей Божией церкви"3.

Из того, что после освящения церкви в Коломенском было трехдневное пирование, можно заключить, что в это время здесь имелся уже более или менее благоустроенный дворец, где делались приемы и устраивались увеселения. Местоположение дворца определяется почти безошибочно - он находился там же, где и позднейший дворец Алексея Михайловича. Это, помимо исконной русской традиции строиться на старом месте, подтверждается и тем, что в состав упомянутого дворца входил терем, который преданием назывался любимым теремом царя Ивана Васильевича 3. Что же касается храма Иоанна Предтечи в приселке Коломенского - Дьякове, то время его построения совершенно неизвестно. Указываемая в литературе дата (1529 г.) является ошибочной, так как она относится к церкви в Москве на Старом Ваганькове, выстроенной Василием III в ознаменование рождения сына Ивана, родившегося 25 августа 1530 г. В 1591 г., при нашествии крымских татар, Коломенское было сожжено и на другой год пришлось строить новые хоромы для государя. Тогда же были сделаны "на подворье перед хоромами ворота толсты дубовыя, так толсты, как дуб уродился, резные, хотя не глубоко вырезаны, достаточно пригожи", сохранившиеся до 1671 г. и описанные тогда процитированными словами польскими послами Яном Гнинским и Киприаном Бжостовским. Движение художественного убранства старого дворца и даже церквей почти не может быть прослежено. По отрывочным и эпизодическим сведениям, относящимся к тому же в большинстве к более позднему времени, трудно восстановить картину постепенного художественного накопления. Несомненно, что с течением времени Коломенское неуклонно художественно обогащалось. Очень возможно, что главное сокровище прикладного искусства в Коломенском - плащаница митрополита Фотия - появилась здесь в 1533 г., по случаю освящения вновь построенной церкви4.

Смутное время, в продолжение которого Коломенское не раз служило воинским станом для врагов Москвы, не могло не отразиться разрушительно на его постройках и главным образом на дворце. Повреждения, с одной стороны, и, видимо, значительная ветхость, с другой, вынудили Михаила Федоровича взяться за постройку нового дворца в Коломенском. В конце тридцатых годов XVII в. был сооружен новый дворец, и в 1640 г. "сентября в 17 день в селе Коломенском на новоселье в хоромех новых был у государя стол"5.

Одновременно с дворцом была начата стройкой, в память избавления Москвы от поляков, церковь во имя Казанской Божией Матери, что видно из одного документа в Архиве Оружейной Палаты, где говорится о пожаловании сукном и деньгами "подмастерья Обросима Максимова за то, что он был у ево Государевых каменных дел у церкви Пречистые Богородицы Казанские в государево селе Коломенском"6.

С этого момента почти до конца XVII столетия Коломенское переживает пору интенсивнейшего художественного устроительства; в течение пятидесяти лет ведутся беспрерывно разнообразные художественные работы. Уже через десять лет после построения нового дворца, царь Алексей Михайлович, вскоре по вступлении на престол, в 1649-1650 гг. устраивает в Коломенском новые хоромы и новую церковь, которую ставил дворцовых плотников староста Смирной Иванов7.

Около этого времени была закончена, начатая еще при царе Михаиле Федоровиче, Казанская церковь, что можно заключить из пребывания здесь на литургии в 1653 г. Алексея Михайловича8.

Дворец непрерывно устраивался. В 1652 г. из мастерской Палаты в числе других вещей были отправлены в Коломенское "трои часы воротные"9.

Меньше чем через десять лет, в 1657 г. добавляются новые хоромы; наконец, еще через десять лет царь начинает постройку новых величественных хором, которые и составили знаменитый Коломенский дворец.

Коломенский дворец, описывавшийся много раз, достаточно хорошо известен и о нем есть много сведений10.

С осени 1666 г. стали заготовлять для постройки лес в лесах по рекам Оке, Угре и Жиздре, а "1667 г. мая 2, в четверток, после столового кушанья за два часа до вечера государь пошел с Москвы в Коломенское для окладыванья своих государских хором". Строителями хором были плотничий староста Сенька Петров и стрелец плотник Ивашка Михайлов. Остов дворца был закончен к осени того же года, и зимой приступили к работам резчики, руководимые старцем Арсением, выходцем из Белоруссии. Лето 1668 г. было также посвящено резной отделке здания. В мае 1669 г. была расписана чешуйчатая деревянная кровля, а в июне, царские иконописцы и живописцы, под руководством знаменитого Симона Ушакова и, по-видимому, главным образом армянина Богдана Салтанова11, начали писать в самых хоромах "стенное и подволочное письмо" по грунтованным полотнам. Живописные и золотарные работы продолжались целых два года.

17 февраля 1671 г. Алексей Михайлович уже принимал в новом Коломенском дворце польских послов, которые дали беглое его описание. Вскоре после окончания, дворец посетил Яков Рейтенфельс, оставивший интересные записки о России, в которых, между прочим, находим следующее замечание: "Коломенский дворец… кроме прочих украшений представляет достойнейший обозрения род постройки, хотя и деревянной, так что весь он кажется точно только что вынутым из ларца, благодаря удивительным образом, искусно исполненным украшениям блистающим позолотою"12. В 1673 г. часовой мастер, иноземец Петр Высоцкий устроил механику рыкающих львов и сделал башенные часы на передних воротах. Однако этим не было закончено устроение Коломенского дворца. Царь Федор Алексеевич, по смерти отца, в 1681 г. приказал бывшую прежде повалушу разобрать и на ее место поставить столовую, что было исполнено в течение лета. Тогда же были построены новые сени с трехъярусными теремами и гульбищами вокруг последних. Почти все наружные украшения были возобновлены; под сенями сделаны ворота. К весне 1682 г. все работы были закончены, кроме слюдяных "окончин" для теремов над сенями, которые были вставлены в следующем году13. Наконец, Коломенский дворец принял тот вид, в котором он сохранился до своего разрушения. Таким образом, время сооружения всего архитектурного ансамбля падает на долгий сравнительно срок с 1667 по 1682 г., если не считать еще некоторых строений, которые, вероятно, сохранились от еще более раннего времени.

Что же представлял из себя Коломенский дворец с художественной стороны? Сохранившиеся чертежи и рисунки дают возможность довольно хорошо ознакомиться с его внешностью, а старые описи позволяют до некоторой степени восстановить и внутреннее убранство этого замечательного памятника14.

С давних пор принято считать Коломенский дворец памятником, в котором идеалы древнерусского деревянного зодчества нашли наиболее блистательное завершение. Действительно, в нем сконцентрировалось все то, что было накоплено искусством русских плотников. Знакомясь с Коломенским дворцом, следует наперед иметь в виду те особенности, которые отличали всякое хоромное строение в древней Руси и были так прекрасно характеризованы Забелиным15.

"Хоромы представляли всегда группу зданий самостоятельных, разнородных и своеобразных, начиная с кровли и до подклетья. В этой группе любую часть можно было отнять и на ее место поставить другую, иной формы, иного объема; к любому углу, к любой стене можно было пристроить новую хоромину - вся группа от этого нисколько не изменяла своего существенного облика. Ее красота заключалась не в соответствии частей, а, напротив в их своеобразии, в их разновидности и самостоятельности. Относительно классических уставов архитектурного искусства здесь все было своенравно и неправильно: одна доля (терем, повалуша) непомерно высилась, вытягивалась в вышину, как свечка, другая растягивалась в ширину, иная прижималась куда-либо к уголку, как бы пряталась от взоров зрителя, иная, как крыльцо, совсем убегала от здания на середину двора. Лицо здания не было однолично (в смысле фасада), но представляло великую разноличность, связанную в одно целое разве только поясами или, собственно карнизами нижних и средних ярусов"16.

Коломенский дворец являлся, прекраснейшей иллюстрацией сказанного. При первом же взгляде на него поражает отсутствие симметрии и архитектурности и положенный в основу всего сооружения живописный принцип. Возникавшие по отдельности, клети, из которых составился общий ансамбль, приращивались к целому не как архитектонические части, а как живописные пятна. Эта черта, в некоторой мере характерная для всего вообще древнерусского деревянного зодчества, здесь получила блестящую по наглядности выразительность. Дворец сложился из нескольких групп построек, связанных между собою переходами и соединениями, что придает плану всего сооружения большую осложненность и делает его трудно уяснимым с первого взгляда. Не только центральная ось, но даже единое направление плановых линий отсутствует. Главные количественные массы постройки проектируются с северо-запада на юго-восток, тогда как группа парадного фасада прямо с севера на юг. Этот парадный фасад, по которому обычно и известен Коломенский дворец, был обращен на восток к церкви Вознесения. Здесь сосредоточено все декоративное богатство и изобретательность мастеров, строивших дворец и с особенной, тщательностью отметивших половину самого царя. Четыре самостоятельных постройки, совершенно по разному разрешенных и непосредственно примыкающих одна к другой, с проглядывающими сооружениями второго плана, создают то живописное богатство, которым пленял Коломенский дворец. Наиважнейшей частью были комнаты царя. Над подклетями, отчеркнутыми волнообразным карнизом, были устроены самые комнаты с окнами, украшенными пышными наличниками. Среднее окно комнаты, где находился трон царя, отличалось от прочих крайне пышной и причудливой рамой, невольно останавливавшей на себе внимание. По всей длине этот корпус, заключавший две больших комнаты, был покрыт огромной бочкой перебитой двумя другими, выходившими своими срезами на главный фасад; типично для постройки древней Руси, что эти рядом находившиеся бочки, и по смыслу совершенно тождественные, на самом деле не совпадали в своих размерах. В указанные комнаты вело богато убранное крыльцо, далеко вынесенное вперед. Оно было покрыто крестчатой бочкой с шатриком на перекрестье и имело несколько рундуков, из коих верхний венчался высоким шатром. Большой восьмигранный шатер покрывал все помещение над прихожей и входил существенным элементом, организующим художественное впечатление. Вправо от рундука находилась большая постройка сеней с тремя ярусами теремов над ними. Уменьшающиеся ярусы образовывали открытые галереи - "гульбища", опоясывавшие терема. Почти сплошная стена в подклетном этаже, начиная с "верхнего житья" до вышки, переходила в четыре пояса окон, что придавало постройке совсем не русский вид; да и по своим основным архитектурным членениям этот кусок Коломенского дворца выглядел совсем на европейский манер. В подклетной части сеней были устроены в виде арки сквозные ворота на внутренний двор. Последней постройкой по восточному фасаду была столовая, построенная царем Федором Алексеевичем на месте отцовской повалуши. Это сооружение поражало своим колоссальным покрытием - кубом необычайной формы, образованным из соединения с четырех концов сторон бочки. Подвышение на скрещивании верхов бочечных сторон было увенчано замысловатым изображением: "на глебузе орел промежду льва и единорога, белого железа"17. Подклетная часть строения была прорезана маленькими четырехугольными окошечками; из самой же столовой на фасад выходило три окна, украшенных наличниками. Столовая была северо-восточным угловым строением дворца.

Таковы в общих чертах постройки, из которых складывался лик Коломенского дворца. В образование зрительного впечатления входили и некоторые постройки второго и третьего пространственного плана - это влево от комнат царя, непосредственно входившая в первую группу, четвертая комната, немного отодвинутая назад и находившиеся в сравнительном отдалении хоромы царевича. "Четвертая" комната представляла собою башню, увенчанную шатром с двумя рядами слухов и двуглавым орлом на яблоке. Четырехгранник, на котором возносился шатер, был охвачен поясом небольших окошек, разделенных подобием пилястр - прием аналогичный, наблюдавшемуся нами, в обработке теремов над столовыми сенями и еще раз повторяющийся в верхней части хором царевича. Два этажа, находившиеся под шатром, имеют по три окна убранных наличниками. Оба они связаны с выступающими на восточную сторону комнатами общим карнизом. Хоромы царевича, образующие отдельную группу построек и отступающие сильно назад, завершаются шатровой двойней из шатров разного размера, что типично для привольности художественных приемов, применявшихся при постройке Коломенского дворца. Наличники окон более скромные чем спереди и навес рундука декорировали стену. На восточном фасаде перед комнатами царя стоял каменный столб, невидимому, предназначенный для солнечных часов18.

Уже из беглого ознакомления только с одной восточной линией Коломенского дворца, мы усмотрели всю его необычайность и художественную своенравность, вполне иллюстрирующую характеристику хоромного зодчества, данную Забелиным. Просмотр других частей еще больше укрепляет создавшееся впечатление, утомляя современного зрителя полным игнорированием привычных приемов архитектурной композиции. Исключительная оригинальность дворца, блиставшего раскраской и золоченьем, создавалась главным образом его разнообразными покрытиями. Шатры, бочки, крещатые бочки, палатки и т.п. формы, выработанные древними плотниками, нашли применение в Коломенском дворце, который и в других отношениях является апофеозом русского деревянного зодчества. Эстетика древней Руси, видевшая в кровле один из существеннейших элементов красоты и здесь выдвинула ее на первый план; занимая почти везде половину высоты всей постройки, они, по существу, организуют художественное впечатление от здания. В декорациях Коломенского дворца сказалось в значительной мере влияние каменных форм московской архитектуры второй половины XVI века, а также и западное влияние19. Замечательно, что резные украшения отчасти делались по гравированным изображениям из немецких книг, взятых у патриарха Никона20. Каменные формы отразились, главным образом, на наличниках, представляющих ранний пример чисто барочных декораций на московской почве. Наличники Коломенского дворца" представляют большой интерес для истории "московского барокко", что, к сожалению, никем не принималось в расчет. Витые колонки, крученые кронштейны, ломаные фронтоны сандриков, изгибы и завитки - все это показано в пышных развитых формах, после которых первые барочные, так называемые "нарышкинские" церкви кажутся слишком бедными. Указанное обстоятельство важно в смысле определения движения художественной форматики русского XVII века, - развитую барочную декорацию мы встречаем на несколько лет раньше, чем это обычно принято считать.

Внутренняя отделка дворца восстанавливается отчасти по дворцовой описи21. Внутренние помещения все были расписаны религиозными и историческими изображениями по полотнам в "шпренгелях". Во всех комнатах находились деревянные лавки "с опушки" и во многих расписные столы.

Общий характер убранства отчасти можно представить себе по описанию польских послов 1671 г. "Хоромы все деревянные, - читаем мы здесь, - плотническою работою довольно доброю… против них четыреугольна о шести теремах башня, так крепко в дерево и в замки угольные связаны, что обвалиться нет опаства и во всяком тереме пригожие беседы; передние сени с теремом осмигранные, в которых зодиак выписан, потом двои хоромы… с лавками и печьми довольно пригожими около окон сницерскою работою рези изрядные, оконницы слюдяные довольно хороши, изба для бояр, из последних хором выход в комнату довольно граждански сделан… Щиты над хоромами… круглые, на которых Европа, Африка, Асия написаны. Над всходами суд Соломонов написан; перед сенми выстава из окон дутая писана гербами государей и государств… Столовая изба на боку в том же дворе, с особою своею сенью и с главою, в ней стол у одного угла изрядно писан под алифою"22.

Вот, следовательно, какими крупными художественными деяниями отмечена для Коломенского вторая половина XVII века. Несомненно, что и вся дворцовая усадьба была тогда же приведена в порядок. Мы знаем, что перед дворцом был выстроен ряд избушек для стрельцов, несших караулы во дворце. Вероятно, приводились в порядок и дворы - потешный и конюшенный, находившиеся за Дьяковым в пустоши Кречетове23.

В противовес XVII-му столетию, XVIII в. в художественной истории Коломенского должен быть отмечен не как эпоха созидания, а напротив - разрушения и постепенного умирания памятников прошлого. С начала столетия оно становится заброшенной резиденцией, разделяющей участь "царствующего града Москвы". И если в этой последней все клонилось к разрушению, то легко себе представить, что же являло собой загородное Коломенское, потерявшее свое значение царской дачи. Деревянные постройки рушились, дворец ветшал, церкви не поддерживались. В 1722 г. Коломенское посетил принц Гольштинский и сопровождавший его Берхгольц записал это событие в свой интереснейший дневник. "Здесь, - пишет он, - мы случайно застали шталмейстера императрицы, заведывающего этим местом, который принял нас очень учтиво и водил по всему дворцу. Это огромное деревянное здание весьма замечательно по своей древности и необыкновенной величине. Шталмейстер уверял его высочество, что в нем 270 комнат и 3000 окон, больших и малых, считая все вместе. В числе комнат есть очень красивые и большие; но все вообще так ветхо, что уж не везде можно ходить, почему наш вожатый в одном месте просил нас не ступать по двое на одну доску, и мы, конечно, не пошли бы туда с его высочеством, если б нам об этом сказано было прежде, но он думал, что так как сам император еще недавно всюду ходил там, то и нас необходимо везде поводить. Коломенский дворец построен 60 лет тому назад отцом его величества императора, который и сам, не более как за 27 лет, еще жил в нем и потому назначил теперь известную сумму на его возобновление. Нам между прочим показали как это будет делаться, именно провели нас к небольшому домику, который был уже высоко поднят от земли. Точно так же должно быть поднято и все громадное здание для подведения под него каменного фундамента. Мы нашли однакожь, что оно не стоит того, потому что в нем уж мало хорошего, между тем как такие поправки требуют больших издержек и трудов, не обещая все-таки сделать его обитаемым. К этому дворцу, из которого прелестнейший вид, принадлежат большие фруктовые сады, и шталмейстер уверял, что они ежегодно от одних яблок и груш (последние здесь очень редки и растут немного) дают доходу по крайней мере 1350 рублей, и что нигде около Москвы нет таких превосходных фруктов, как там. Следовательно можно себе представить, как велики эти сады. После обеда нас водили в прежнюю придворную часовню, которая невелика и некрасива; но из нее, с одной стороны, прекрасный вид, потому что самая церковь стоит на высоком месте и окружена роскошнейшими лугами. Там показывали нам также каменные кресла или трон, на котором покойный царь, отец нынешнего императора, летом сиживал каждый день раза по два и смотрел оттуда на лагери и ученья большей части своего войска. На большой приятной поляне, которая расстилается у подошвы горы и по которой, со многими извилинами, протекает Москва-река, прежде в летнее время постоянно стояли лагерем 30,000 человек, и шталмейстер, с молодых лет служивший при Дворе, много рассказывал нам об них. Между прочим он упомянул, что тогда там во дворце на карауле всегда бывал полковник с целым полком, и на возвратном пути показывал нам, у входа во двор, комнаты, где дежурили и оставались полковники"24.

Побывав в Коломенском через два года, Берхгольц нашел уже несколько иную картину. "Старый дворец снабдили совершенно новым фундаментом и вообще поправили, так что он теперь долго еще может стоять; изменений в нем однако же никаких не сделано, напротив, сохранено все в первоначальном виде"25.

Общая картина мало изменилась с XVII в. Против дворца через Москва-реку был все еще перекинут деревянный с разводом для пропуска судов мост.

Летом 1729 г. во дворце несколько раз останавливался Петр II и жили Долгорукие, из чего следует, что дворец несколько приведенный в порядок был пригоден хотя бы для летнего житья26.

При Анне Ивановне были выказаны заботы по отношению к загородным дворцам. Но в действительности все поддерживалось крайне слабо. Дворцовая Канцелярия писала, что в "ведомстве имеются наличные припасы только лес и доски и то малое число. Также и мастеровых людей к тем делам заобыкновенных иконописцев, живописцев, золотарей, каменщиков, лесников, штукатуров и других мастеров не имеется"27. О состоянии других построек Коломенского в это время, к сожалению, сведений не имеется. Во всяком случае новых построек не производилось.

В 1762 г., при вступлении своем на престол, Коломенское посетила Екатерина II, которая была пленена разрушающимся деревянным дворцом и живописным ансамблем старинных построек. Через несколько же дней она повелела произвести архитекторский осмотр старого дворца и приложить все старания к его восстановлению и дальнейшему поддержанию. Наблюдение над работами по исправлению, равно как и составление чертежей, смет и проч. было поручено энергичному архитектору Ив.Мичурину. "По осмотру с плотничным мастером Арнальтом, доносил 1 ноября Мичурин, оказалось как в стенах, полах, потолках, так и в прочем того дворца не малые худоба"28. Летом 1763 г. Мичурин и плотничный мастер Эрих подали "мнение", в котором заявляли: "1) В стенах, как от каменного фундамента нижние, так и по поверхности к крышкам многие ряды бревен, а паче углы и замки оных сгнили; 2) у сеней и переходов, которые забраны досками брусья, а у крылец в ступенях и площадках доски и прочее совсем обветшали, а некоторые от ветхости обвалились; 3) имеющиеся над корпусами крыши пришли в худобу; 4) сверх показанных ветхостей стены того дворца пошатились и каменный фундамент, на котором оные основаны, во многих местах повредился ж. И за теми обстоятельствами по мнению нашему имянованных, починкою исправить того дворца невозможно; а надлежит оной, по мнению нашему, разобрав весь перестроить вновь и годные от той разборки материалы для употребления в перестройку выбрать и включить к числу новых материалов. Имеющиеся ж при том дворце каменные флигеля для служб починкою и переправкою возобновить можно. А таким образом расположению комнат и протчего упоминаемого Коломенского дворца впредь быть надлежит, оное предаем нижайше на высокое рассуждение"29.

К работам по Коломенскому дворцу был привлечен и архитектор Карл Бланк, подавший в мае 1764 г. смету на перестройку и починку дворца, выражавшуюся в сумме 56934 руб. 27 коп. Эта цифра, по-видимому, испугала Екатерину II и она, вместо починки старого, приказала построить новый дворец. Между тем старый царский дворец было поведено "разобрать бережно". В 1768 г. в Коломенское приезжал Баженов осматривать дворец и дал благоприятное заключение о качестве материала, присоединяясь к мнению о сломке всего сооружения30. В течение двух последующих лет старый дворец был окончательно разобран31.

Постройка нового Екатерининского дворца, начатая осенью 1766 г. на берегу Москва-реки на месте прежнего скотного и конюшенного двора, была поручена известному исполнителю подрядов того времени, князю Петру Макулову. Екатерина была довольна этим расторопным производителем работ. "С большим удовольствием усмотрела, писала она главнокомандующему Москвы Салтыкову, что Коломенский дворец совсем к Петрову дню поспеет, за что вам благодарствую, а кн. Макулова без награждения не оставлю. Я рада, что сего честного человека узнала"32. Имя автора проекта дворца остается пока неизвестным.

Дворец представлял четырехэтажную постройку с двумя каменными нижними и двумя деревянными верхними этажами33. В середине выступал четырехколонный портик. Фасад ничем не украшался. Вообще дворец выглядел крайне простой и не претендующей постройкой.

Сохранившаяся опись отчасти восстанавливает внутреннее убранство дворца. "В зале № 1, - читаем здесь, - обои китайские красные с личинами, камины медные, перед каминами екран резной выкрашенный разными красками… в кабинете обои градитуровые белые малеванные, пол обит сукном зеленым тонким…"34.

Крытыми переходами, как рассказывали старожилы, дворец соединялся с церковью Вознесения35. Против дворца через Москва-реку был построен деревянный мост, очевидно, на месте старого. Невдалеке находился оперный дом, в котором давались различные представления36; по-видимому, эта театральная затея существовала недолго.

Построенный на скорую руку дворец быстро ветшал и в начале XIX в. "приближался к совершенному разрушению"37. 1812 год ускорил его умирание. Французские отряды, наезжавшие в Коломенское, не принесшие, как можно полагать, серьезного вреда, все же произвели частичные порчи. Так, например, в Георгиевской церкви кавалеристы ставили своих лошадей38.

После войны Коломенское начинает приводиться в порядок. Всего больше приходилось устраиваться церквам, в которых перед тем разграблялось имущество. В это время, вероятно, в Вознесенский храм присылается из кремлевского Вознесенского монастыря новый иконостас на место древнего, от которого оставляются только царские двери39.

Новый начальник Московской Дворцовой Конторы П.С.Валуев, известный блюститель "чистоты и порядка", обращает внимание на состарившийся екатерининский дворец и в 1816 г. последний сламывается. В середине 1820-х годов на месте старого дворца возводится другой, по плану Тюрина40.

Дворец представлял несколько сложную постройку с высокой и массивной башней-фонарем. Второй этаж с шестиколонным ионическим портиком был поставлен на площадку первого, разбитого по переднему фасаду тяжелой аркой. Башенка, обработанная четырьмя ампирными двухколонными декорациями, стояла на круглой площадке с перилами; на плоском верхе башенки также была сделана площадка со шпилем, обнесенная решеткой. Двумя прямыми открытыми галереями из дорических колонн, главный корпус соединялся с выступающими, по одному с каждой стороны, флигелями с типичной ампирной декорацией. Перед дворцом на четырехугольных подставках лежали пушки41.

В 1825 г. Е.Д.Тюрин выстроил "деревянный Павильон на каменном фундаменте"42. Немного грузная ампирная дорика зрелой поры, четырехколонный портик и наполовину рустованные стены, делали во всяком случае красивым это небольшое садовое сооружение43.

На почве, пропитанной традициями искусств, вспыхивает на десять лет новый огонь художественного устроительства, но, по-видимому, уже в последний раз. Николай I имел, надо полагать, серьезные намерения сделать из Коломенского летнюю резиденцию. После некоторых работ по устройству существующего ансамбля, в 1836 г. он решил приступить к постройке нового дворца, отвечавшего бы новым вкусам. Составление проекта было поручено известному придворному архитектору А.Штакеншнейдеру, предполагавшему произвести полную, перепланировку Коломенского. Дворец, протяжением более 100 саженей, проектировался на берегу реки и начинался от Вознесенской церкви, которая, будучи с ним связана, являлась крайней левой (от реки) точкой. С противоположной правой стороны для уравновешения композиции намечалась идентичная башня44. В пространство между башнями включался самый дворец - огромное трехэтажное здание перегруженное орнаментацией с тяжелыми наличниками и бочкообразными покрытиями, родственное по духу Кремлевскому дворцу Тона. Перед всем сооружением несколькими террасами был устроен спуск к Москва-реке с фонтанами, каскадом и многочисленной скульптурой, придававший необычайную пышность всему проекту. Создавая симметричную композицию всего замысла после повторения Вознесенского храма, Штакеншнейдер дублировал и задние ворота с башней, между которыми прокладывался подъезд от Казанской церкви, заключенной в круговой плац45.

К счастью для Коломенского и истории русского искусства обширные замыслы Штакеншнейдера остались лишь на бумаге. Николай I охладел к этой затее и дело ограничилось награждением архитектора за проекты золотой табакеркой осыпанной брильянтами46.

Находившаяся долгое время в запустении, церковь Георгия в 1843 г. строится заново и обставляется внутри. Дворец еще в середине XIX в. сохраняет старое убранство. Между картинами и портретами были изображения: Филарета, Федора Алексеевича, Наталии Кирилловны, Прасковьи Ивановны, Петра Великого, Алексея Петровича, Петра II и его сестры Наталии Алексеевны, Елизаветы Петровны, Петра III подписной "G.C.Grooth pinxit 1743", Екатерины II в рост, великого князя Александра и Константина Павловичей работы Лампи, шведского короля Карла XII и некоторые другие47. "Несмотря на свою мрачность, - пишет современник, побывавший здесь в 1850 г., - дворец сохраняет в себе многие драгоценности"48.

При Александре II министр двора граф Адлерберг распорядился продать на слом ветхий дворец, обстановка из которого была вывезена и он был куплен неким Кулевым, построившим себе два дома и распродавшим остатки кирпича49.

В 1868г. Вознесенский храм, Водовзводная башня и задние ворота ремонтировались50. Почти до конца XIX в. сохранились ещё живые отголоски старины, теперь постепенно исчезающие.

В общих чертах мы ознакомились с многовековой художественной историей села Коломенского, на территории которого развернулось столько интересных страниц истории русского искусства. Изменявшее неоднократно свой лик, оно все же до настоящего времени сохранило какой то крепкий художественный скелет формообразующий и прекрасно наполняющий ансамбль древней усадьбы.

Обратно*Далее


1 Духовная Грамота Ивана Калиты // Собрание Государственных грамот и договоров. Т. I. М., 1813.

2 Татищев В.Н. История Российская. Кн. 5. Государствование В. К. Василия Ивановича // Чтения в Общ. Ист. и Древн. Росс. Год третий, № 5. М., 1848. С. 208.

3 Исторические сведения о селе Коломенском. М., 1809. С. 4.

4 Кротков П. Плащаница Всероссийского митрополита Фотия, хранящаяся в Вознесенской церкви села Коломенского. М., 1864. С. 15.

5 Дворцовые разряды. Т. II (с 1628 по 1645 гг.). СПб., 1851. Стлб. 643.

6 Чаев Н. Описание дворца царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. М., 1869. С. 4.

7 Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Ч. I. Изд. IV. М., 1918. С. 466.

8 Корсаков А. Село Коломенское. М., 1870. С. 82.

9 Чаев Н. Указ. соч. С. 32.

10 Реконструкция его по старым планам, описям и рисункам произведена И.Е.Забелиным, главнейшими данными которого нам придется воспользоваться, сделавши некоторые извлечения из описи дворца 1742 года, почти целиком повторяющей старые описи, составлявшиеся в 1677 года.

11 Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII века: Словарь. М., 1910.

12 Рейтенфельс Я. Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме III о Московии / Пер. А.Станкевича // Чтения в Общ. Истор. и Древн. Росс. М., 1905. кн. 3 и отдельно. С. 93.

13 Забелин И.Е. Указ. соч.

14 Реконструкцию центральной части Коломенской усадьбы с общим видом дворца см.: Потапов А. Очерк Древней русской гражданской архитектуры. Вып. II. М., 1903. Табл. VIII.

15 См.: Потапов А. Русское искусство. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900.

16 Потапов А. Указ. соч. С. 65.

17 Опись дворца 1742 г., опубликованная в кн.: Забелин И.Е. Указ. соч. С. 483.

18 Под названием челобитного столба он сохранялся довольно долго и не так давно был еще в целости. В настоящее время [т.е. в 1924 г. - М.К.] от него осталась лишь небольшая куча кирпича, обсаженная вокруг акациями.

19 На западное влияние указал довольно решительно проф. А.И.Некрасов. См.: Некрасов А.И. Древние подмосковные: Александрова слобода, Коломенское, Измайлово. М., 1923. С. 41, 43.

20 Забелин И.Е. Указ. соч. С. 467.

21 См. между прочим, воспроизведение в кн.: Бартенев С. Московский Кремль в старину и теперь. Т. II. М., 1916. С. 20.

22 Корсаков А. Указ. соч. С. 13.

23 Там же. С. 14.

24 Дневник Камер-юнкера Берхгольца веденный им в России в царствование Петра Великого с 1721 по 1725-й год. Изд. 2. М., 1860. С. 236-237.

25 Там же. Т. IV. С. 59-60.

26 Забелин И.Е. Указ. соч. С. 472.

27 Чаев Н. Указ соч. С. 9.

28 Забелин И.Е. Указ. соч. С. 473.

29 Там же. С. 474.

30 Бондаренко И. Подмосковные дворцы XVIII века // Старые годы. 1911. Март. С. 17-18.

31 При сломке старого дворца была сделана с него модель, которая до 1812 года хранилась в чертежном зале Кремлевской Экспедиции (Мартынов. Рус. старина. Изд. II. М., 1857. Год 5. С. 39). Эта модель исчезла неизвестно куда. Часто ошибочно принимаемая за нее модель из липового дерева Оружейной Палаты, ныне находящаяся в Коломенском музее, сделана уже по археологическим данным в 1868 г. художником Смирновым и поднесена имп. Александру II (Чаев Н. Указ соч. С. 12). В Русском Музеуме П.Свиньина хранилась также "модель готического дворца царя Алексея Михайловича в селе Коломенском работы Салина" (Краткая опись предметов составляющих русский музеум Павла Свиньина. СПБ., 1829. С. 19). Эта модель фигурировала на выставке в Академии Художеств в 1827 году и заслужила "внимание как по точности размеров, так и по искусству с каковым выполнены. в малом виде даже самые мелкие предметы" (Северная Пчела. 1827. № 117). Судьба этой модели также неизвестна. Помимо чертежей (см. их воспроизведение в кн: Забелин И.Е. Указ. соч.; Грабарь И. История русского искусства. Т. II. С. 251-255 и др.), с натуры делалась гравюра по рисунку Фр.Гильфердинга. Все остальные рисунки и, между прочим, 4 гуаши, находящиеся в нескольких дублетах в Историческом музее (их воспроизведение см.: Три века: Сборник / Под ред. В.В.Каллаша. Т. 5. М., 1913. Табл. к стр. 186 (красочное); Старые годы. 1911. Март. С. 14-15) относятся к позднейшему времени и делались по модели и гравюре Гильфердинга. П.П.Свиньин упорно говорит о рисунке будто бы самом схожем, находящемся в Британском музее, с которого ему было позволено снять копию. (Ежедневные записки в Лондоне. СПб., 1817. С. 122; Отечественные записки. 1822. Октябрь, № 30. С. 14; Картины России. С. 74).

32 Письма Екатерины II к П.С.Салтыкову // Русский Архив. 1886. № 9.

33 Корсаков А. Указ. соч. С. 68. Изображение дворца можно видеть на акварели Кваренги, в Эрмитаже и акварели неизвестного в Историческом музее, в Москве № 42949, 699. - "Вид восточной стороны села Коломенского и царского дворца, 2 церкви Вознесения Господня, построенной в году и церкви Казанской Божьей Матери". Указание А.Щекатова (Словарь географический Российского государства. М. 1804. III стлб. 675), что дворец был 3-этажный, ошибочно.

34 МООАМИД. Оп. 13 № 33295. Цит. по Бондаренко (Старые годы. 1911. Март. С. 19).

35 Корсаков А. Указ. соч. С. 91.

36 Корсаков А. Указ. соч. С. 68; Пыляев. Старая Москва. СПб., 1891. С. 95.

37 Исторические сведения о с. Коломенском. М., 1809. С. 16.

38 Корсаков А. Указ. соч. С. 95.

39 Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества / Сост. А.Мартынов, текст И.М.Снегирев. Изд. III, год первый. М., 1852. С. 112-113.

40 Чертеж его из Архива Мин. Двора принят И.Бондаренко почему то за чертеж Екатерининского дворца (Старые годы. 1911, март. С. 18). Такое же неправильное определение носит акварель Исторического музея, изданная в сборнике "Три века" под ред. В.Каллаша (Т. 4. М., 1913. Табл. к стр. 72).

41 См. крайне примитивный рисунок пером - "Вид дворца и башни в селе Коломенском" (Исторический музей. №42949, 628). Пушки уцелели до настоящего времени. Одна лежит почти рядом с церковью Вознесения, другие же, находясь на скате к Москва-реке, вросли в землю.

42 Старые годы. 1911, март. С. 19.

43 См. "Фасад с планом Павильону при Коломенском дворце со стороны Москвы реки. Чертил архитекторский, помощник Иванов". На бумаге 1834 г. (Собрание Исторического музея).

44 В другом варианте проекта башня несколько отличается от Вознесенской церкви.

45 В Историческом музее находятся следующие подписные чертежи А.Штакеншнейдера, датированные 1836 годом: "Специальный план села Коломенского", "Проект Коломенского дворца. Фасад со стороны Москвы реки". "Разрез продольный" и "Разрез поперечный" (все за № 9982/90).

46 Художественная газета, изд. Н.Кукольником в 1837 г.

47 Корсаков А. Указ. соч. С. 71.

48 Московские губернские ведомости. Отд. 11, часть неофициальная к № 44, 1850 г. С. 493.

49 Экскурсионный вестник. 1916. № 1-2. С. 54.

50 Чаев Н. Указ. соч. С. 3.

Обратно*Далее


 

Design by Русскiй городовой © Официальный сайт ОИРУ Webmaster