Общество изучения русской усадьбы
Google

WWW
ОИРУ
Адрес общества:
129366 ул. Космонавтов, д.2
Телефон:
(095) 686-1319, добавочный 229, факс: 686-1324,
с пометкой "Для ОИРУ"
E-mail:usadba@archeologia.ru
 
Rambler's Top100
 
  Главная Ссылки Форум Партнеры Персоналии Интернет- собщества: Русская усадьба Архитектурное наследие  
  История ОИРУ Библиотека ОИРУ Календарь событий Экскурсии ОИРУ Сборники ОИРУ Хроника вандализмов Архив новостей  

Библиотека

к содержанию

Территория Коломенского

Продолжение

СВОДНОЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ

по "Технико-экономическому обоснованию развития, восстановления, организации объектов и территории музея-заповедника "Коломенское"

Несмотря на разность подходов к оценкам представленной работы, практически все экспертные заключения подводят к следующим выводам: Уникальность объекта, которым является территория и памятники музея "Коломенское", а также сложность задач стоящих перед авторами разработок ТЭО, предъявляли особую требовательность к исходному документу этой разработки – "Концепции развития и проектирования музея-заповедника "Коломенское". "Концепция" должна была в деловой и краткой форме четко определить направления деятельности музея-заповедника с учетом выполнения основной задачи – сохранения историко-культурной ценности, восстановления и возрождения всего исторического комплекса, именуемого "КОЛОМЕНСКОЕ"

Однако, "Концепция" разработанная музеем, хотя и имеет право на существование как одна из версий развития музея-заповедника, но не может являться программой-заданием для разработки ТЭО развития заповедника.

Не оказалось среди документов, предварявших разработку ТЭО и "Программы работ по разработке ТЭО", которую музей должен был разработать в соответствии с письмом Министерства культуры РФ №14-26 от 03.02.92 г. в месячный срок. Этим же письмом фактически определялся перечень основных разделов будущего ТЭО, многие из которых отсутствуют в представленных материалах.

И, наконец, в материалах ТЭО явно просматривается постановка перед проектировщиками задачи максимального обеспечения потребности населения в отдыхе помноженной на желание создать в историческом месте коммерческий туристко-развлекательный комплекс.

Таким образом недостаточно полная и четкая постановка задачи музеем перед авторами – разработчиками ТЭО и привела к замечаниям высказанным экспертами. К наиболее серьезным можно отнести замечания касающиеся:
- недостаточной проработки влияния существующих и предполагаемых к строительству инженерных коммуникаций на инженерно-геологические условия охраняемой территории, и в частности на состояние грунтов оснований памятников архитектуры;
- восстановления и использования зданий и сооружений ранее существовавших на территории заповедника;
- определения первоочередных мер по созданию щадящей системы жизнеобеспечения объектов музея-заповедника и его территории (дорог, тропинок, лестниц, мостов, укреплений склонов и др.)
- определения этапов и последовательности выполнения работ;
- экономической обоснованности предлагаемых направлений развития музея, расчета стоимости необходимых и первоочередных работ и рентабельности коммерческих программ.

Вместе с тем коллективы, разрабатывавшие материалы ТЭО, предложили достаточно емкие решения, которые вполне могут стать основой для дальнейшей разработки программы развития музея. И хотя они не могут, ввиду изложенных причин быть приняты как окончательный вариант ТЭО, при соответствующей доработке музеем "Концепции" и Программы работ, теперь уже по дополнению ТЭО, вышеназванные организации способны продолжить и завершить эту работу.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По проекту "Технико-экономического обоснования (ТЭО) развития, восстановления, организации объектов и территории музея-заповедника "Коломенское"

…В представленном проекте имеются противоречащие друг другу предложения, в нем нет единой позиции, некоторые его положения методически неверны и противоречат международным хартиям и правилам по охране памятников.

Проект не может быть согласован, он требует серьезной переработки и тщательной редакции.

И.Б.Пуришев – профессор
Московского архитектурного
института
01.03.1993г.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ТЭО РАЗВИТИЯ, ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА "К О Л О М Е Н С К О Е".

Наиболее существенным недостатком проекта является неравнозначная проработка разделов, что безусловно не могло не отразиться на качестве выдаваемых проектных решений. Основные нарекания вызывает часть, посвященная инженерным коммуникациям. - В ней отсутствует анализ данных влияния существующей сети /1980г./ коммуникаций на состояние грунтов основания памятников архитектуры, среди которых церкви Вознесения и Георгия Победоносца.

Не секрет, что устойчивость памятников музея-заповедника-"Коломенское" во многом определяется изменением гидродинамического режима территории. Прокладка инженерных коммуникаций /теплосеть, водопровод, энергоснабжение, телефонная сеть, канализация/, в силу существующей технологии производства работ, вызывает изменение напряженно-деформированного состояния и тепловлажностного режима грунтов основания существующих памятников. Перечисленные изменения способны активизировать такие инженерно-геологические процесы как суффозия по ослабленным зонам, дополнительное уплотнение (разуплотнение?С.Г.) грунтов основания, локальное подтопление территории. Масштабы и характер проявления данных инженерно-геологических процессов очень разнообразны, в ряде случаев катастрофичные, а защитные мероприятия, предпринимаемые в уже измененной среде, всегда дорогостоящие.

В этой связи вопрос изучения всех возможных изменений инженерно-геологических условий охраняемой территории в результате строительства должен заблаговременно учитываться, так как в противном случае возможны повреждения как отдельных элементов памятников, так и целого ансамбля. Очевидно, что основой информации по источникам техногенного воздействия на памятники архитектуры служит анализ инженерно-геологических условий территории. К сожалению, это не нашло своего отражения в разработанном проекте.

На основании вышеизложенного, авторы считают возможным принять ТЭО развития, восстановления и организации объектов и территории музея-заповедника "Коломенское" с учетом замечаний, изложенных в тексте и рекомендуют провести анализ современного состояния геологической среды в сфере взаимодействия памятников архитектуры с целью качественного прогноза возможных изменений в основании последних в результате проектируемых сооружений, без чего дальнейшая разработка объектов музея-заповедника не допустима.

Доктор геолого-минералогических наук, гл.н.с.
НИЧ МГРТ Е.М.Пашкин
Мл.н.с. НИЧ МГРИ А.А.Никифоров

Экспертное заключение по проекту

"ТЭО развития музея-заповедника Коломенское"

…представляется целесообразным рекомендовать ТЭО развития музея-заповедника "Коломенское" к серьезной доработке как концептуальной части, так и других разделов проекта.

Эксперт архитектор Ю.Л.Куракин

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По концепции развития и проектирования музея-заповедника "Коломенское"

Данная концепция имеет право на существование как одна из версий развития музея-заповедника, но не может быть утверждена как программа-задание для разработки ТЭО развития заповедника, учитывая вышеприведенные принципиальные замечания.

Эксперт архитектор А.Б.Тренин

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

О "Концепции развития и проектирования Государственного музея-заповедника "Коломенское"

…данная работа не может быть рекомендована и принята как основа для подготовки заданий на проектирование или научные исследования.

Кандидат архитектуры,
Член Президиума ЦС ВООПИК Е.П.Щукина
Кандидат архитектуры О.В.Петровская

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
МОСКОМАРХИТЕКТУРА
" УГК ОИПг.МОСКВЫ"
От 07.12.92г. №16-05/2834 Директору музея-заповедника "Коломенское" Колесниковой Л.П.

Копия: Организационно-аналитическое Управление мэрии

Управление рассмотрело ТЭО развития, восстановления и организации объектов и территории музея-заповедника "Коломенское", разработанное проектной организацией "Моспроект-3" маст. №6 и согласовывает его при условии внесения дополнений и корректировок по замечаниям Научно-реставрационного совета УГК ОИП г. Москвы.

Начальник А.А.Савин

ПРОТОКОЛ № 25
Заседания реставрационно-методического
Совета УГК ОИП г.Москвы
26 ноября 1992 г.

РЕШИЛИ:

1. Принять к сведению, что основной задачей музея-заповедника является выявление, сохранение и показ подлинных историко-культурных ценностей, расположенных на его территории, а также организация научной многопрофильной деятельности в соответствии с его уставом.

2. Считать недопустимым любое новое объемное строительство на территории музея-заповедника, кроме научно-обоснованной регенерации утраченной застройки в обоснованных объемах.

3. Рекомендовать авторам предложений по воссозданию деревень Коломенское, Дьяково, Садовники проверить обоснованность восстановления деревень в предлагаемых объемах, проработать вариант воссоздания по историческим материалам деревень XVII в.

4. Считать необходимым доработать ТЭО, представив следующие материалы:

4.1. Четкую концепцию деятельности музея-заповедника "Коломенское".

4.2. Программу мероприятий экологического характера с объемами затрат на их реализацию.

4.3. Предложения по изменению границ зон охраны и режимам функционального использования территорий в пределах зон охраны. Рекомендовать на основе комплексного градостроительного анализа выделить в особый статус зоны охраны всю Курьяновскую пойму.

4.4. Программу необходимых работ: реставрационных, ремонтных благоустройство, инженерных и других работ, выделив первоочередные работы на ближайшие 3-5 лет, принципиальную схему организации работ с указанием сроков и последовательности их проведения.

4.5. Расчеты по объемам капитальных затрат, разовых и постоянных затрат, необходимых для деятельности музея, предложения по источникам инвестиций /схема бизнес-плана/.

4.6. Предусмотреть проведение археологических исследований территории музея-заповедника.

4.7. В случае необходимости организации новых объектов вне территории музея-заповедника представить предложения по отводу новых участков.

5. Обратить внимание заказчика на необходимость согласования с Министерством культуры и ЦС ВООПИК в соответствии с действующим законодательством об охране памятников истории и культуры.

6. Рекомендовать заказчику совместно с проектной организацией подготовить проект постановления Правительства г.Москвы об утверждении ТЭО с учетом изложенных выше замечаний.

7. Рассматривать данный протокол как принципиальное согласие с разработанным ТЭО при условии внесения в него дополнений в соответствии с требованиями данного протокола.

Председатель А.А.Савин
Секретарь Н.И.Артазей
Главному ландшафтному архитектору Иванову Б.И.
Начальнику УГК ОИП Савину А.А.
Начальнику Управления инженерно-транспортного обеспечения Баранову А.И.
Заместителю начальника главного архитектурно-планировочного Управления Москомархитектуры
Кедяеву О.В

Ответы на замечания Московского городского отделения ВООПИК к ТЭО развития, восстановления и организации объектов и территории ГМЗ "Коломенское"

По п.1. Материалы историко-архитектурного опорного плана, экологические исследования и ландшафтный анализ убеждают, что для реставрации исторического ландшафта помимо реставрации утраченных элементов Государева двора и поддержания в выявленном объеме зеленых массивов, необходимо воссоздание "фоновой застройки" – части существовавших вокруг царской усадьбы сел, необходимых для сохранения и формирования среды, оптимальной для восприятия памятника.

ТЭО предполагает не скрупулезную реставрацию деревень в объеме сноса в начале 80-х гг., а восстановление их планировочного ядра, выделенного историко-архитектурным опрным планом с обязательным использованием усадеб для организации этнографической экспозиции и возрождения утраченных ремесел.

Согласно рекомендациям ВНИИТАГа, ЦДЗ и исследований архитектурно-этнографических музеев предлагается восстановление деревень на 196 изб (50% общего количества домов к моменту сноса), что не исключает в их структуре восстановление нескольких усадеб XVII-XVIII веков.

Наиболее ранние архивные графические материалы, отражающие планировочную структуру "Коломенского" датированы 1798 1848 гг. Графических материалов XVII-XVIII веков не обнаружено и воссоздавать отдельные усадьбы этого периода предполагается по аналогам из других мест и по описям "Писцовых и Описных книг". По п.2. Инфраструктура музея, просчитанная по аналогам (существующие исследования по этнопаркам), требует нового строительства. Поэтому в результате графоанатомического анализа исторических планов, с учетом материалов генерального плана Москвы и ПДП прилегающих районов выделены места, на которых такое строительство возможно (административно-обслуживающий комплекс на бульваре Новинки, школа ландшафтной архитектуры в Садовниках, конюшни в Коломенском и Дьякове и другие объекты обслуживания посетителей). Как объем, так и архитектура этих сооружений будут уточняться на последующих стадиях проектирования. В соответствии с утвержденным заданием в ТЭО рассматривался вопрос размещения в охранной зоне жилья (комплекс коттеджей на 150 семей сотрудников музея), у Каширского шоссе, но был снят в ходе обсуждения проекта. В предоставленном ТЭО коттеджи на 150 семей отсутствуют.

По п.3. предлагаемое ТЭО планировочное решение музея-заповедника выполнено в соответствии с истрико-архитктурным опорным планом и не предусматривает широкомасштабных работ по строительству новых дорог, а в основном предполагает реконструкцию и воссоздание исторической планировки.

Работа музея-заповедника при постоянно возрастающем количестве посетителей требует современных инженерной подготовки и инженерного оборудования территории и объектов. Все трассы необходимых инженерных коммуникаций проведены в обход границ памятника истории и культуры, без ущерба для сохранения исторического ландшафта и геолого-гидрологического режима с учетом максимально возможной автоматизации инженерного оборудования в каждом объекте строительства.

Проектом организации строительства будет предусмотрено поэтапное сооружение объектов без вовлечения дополнительных земель заповедника на нужды складирования, временных сооружений и пр.

По п.5. Основные задачи, стоящие перед музеем-заповедником "Коломенское", авторы ТЭО видят в реставрации и воссоздании, по возможности, шедевров древнерусской архитектуры и элементов исторической планировки, восстановление сел и их музеефикации, охране и популяризации памятников природы, геологии и археологии, создание многопрофильного научно-исследовательского центра по изучению и популяризации исторического и культурного наследия.

Однако для решения всех поставленных задач музею нужна организация инфраструктуры. В основном вспомогательные службы музея и службы многопрофильного научно-исследовательского центра размещаются в реконструируемых сооружениях выводимых организаций.

Новое же строительство предусматривается на таких участках и в таких объемах, что оно не вступает в противоречие с возможностями сохранения подлинного культурного и природного наследия памятников "Коломенское".

По п.7. АПЗ, выполненное мастерской №6 института Моспроект-3 1982 г., утвержденное решением Мосгорисполкома от 23.12.82 г. №2891 и согласованное со всеми заинтересованными организациями, в том числе с ЦС ВООПИК 26.01.82 г. протокол №145, предполагало на основных входах организацию административно-хозяйственных зон и зон обслуживания.

Предполагаемый ТЭО комплекс обслуживания, обращенный в сторону бульвара Новинки позволит не только решить пространственную задачу перехода от современной многоэтажной застройки противоположной стороны бульвара к избам деревни, но и проблемы научно-просветительской работы музея-заповедника.

Объемно-пространственная композиция зданий при дальнейшей проработке будет решена сомасштабно Теремному дворцу. Фасад,обращенный на бульвар Новинки, поддержит ритм уже застроенной стороны улицы.

По п.8. В ТЭО проведен градостроительный анализ, позволивший определить объем и характер объектов обслуживания посетителей: сувенирных лавок, трактиров, чайных, заезжих изб, выставочных залов для новых тематических экспозиций, экскурсионного бюро и других необходимых эксплуатационных служб.

Окончательный объем и назначение воссоздаваемых и новых сооружений и сроки их строительства будут уточняться на последующих стадиях проектирования. Положениями ТЭО всякая коммерческая деятельность, наносящая ущерб музею-заповеднику, исключается.

В ТЭО разработан экономический раздел, который предусматривает частичное самофинансирование реализации положений ТЭО, а также поступлений за счет привлечения спонсоров, благотворительных фондов, научно-просветительской и хозяйственной работы музея-заповедника.

ТЭО в установленном порядке прошел все необходимые рассмотрения и согласования в т.ч. Архитектурного Совета Москомархитектуры и ЭКОСа.

Приложение: письмо МГО ВООПИК на 3-х стр.

Коломенское объявлено памятником архитектуры союзного значения постановлением Совета Министров СССР от 14.10.48г. №3898.

Граница музея-заповедника, граница его охранной зоны, совмещенная с зоной охраняемого ландшафта, утверждены решением исполкома Моссовета от 28.08.70г. №44/5. Граница памятника садово-паркового искусства (площадь 57,2га) утверждена решением исполкома Моссовета от 02.01.79г. №3.

Землепользование музея-заповедника (256га на правой стороне Москвы-реки) оформлено Москомземом во исполнение решения Мосгорисполкома от 24.07.91г. №1333 п.2. Основание для проектирования ТЭО развития, восстановления, организации объектов и территории музея-заповедника "Коломенское":

1. письмо-заказ дирекции ГМЗ "Кооменское" от 11.11.91г. №292 согласованное Мосгорэкспертизой;

2. решение Мосгорисполкома от 24.07.91г. №1333 п.5.

3. АПЗ, выполненное мастерской №6 института "Моспроект-3" и утвержденное решением Мосгорисполкома от 23.12.82г. №2891;

4. Концепция развития ГМЗ, утвержденная ученым советом 20.12.91г. протокол №20. АПЗ 82г., откорректировавшее границы охранных зон и определившее функциональное зонирование ГМЗ одобрено Градсоветом 27.01.82г., протокол №2 и согласовано:

1. Научно-методическим советом по охране памятников культуры Министерства Культуры СССР 05.02.82г., протокол №35, подписанный Сокольским Л.А.

2. Центральным советом ВООПИК 26.01.82г. протокол №145, подписанный Ивановым В.Н.

3. Инспекцией по госохране памятников архитектуры г.Москвы 04.07.81г. протокол №22-1189, подписанный Орловой М.В.

4. Главным Управлением охраны, реставрации и использования памятников Министерства культуры РСФСР 27.01.82г. протокол №17-27/48, подписанный Орешкиной А.С.

Цель ТЭО – нахождение путей восстановления исторического ландшафта Коломенского и поддержания его в наиболее репрезентативном состоянии в условиях сложившегося градостроительного окружения, изменившегося (с 82г.) землепользования, финансирования.

ГМЗ "Коломенское" формируется как музей времени, пространства и действия в составе:

1. Дворцовый комплекс,
2. Памятники деревянной архитектуры, перевезенные в 1930-50 гг.
3. Дворцовые сады
4. Природно-ландшафтный и геологический раздел
5. Археологический раздел
6. Этнографический раздел
7. Раздел лодейного дела
8. Раздел истории религии
9. Филиал музея в с. Остров.

Проработки по теоретическим проблемам реставрации ансамбля Коломенского выполнены специалистами ВНИИТАГ под руководством кандидата архитектуры, члена Союза Архитекторов А.С.Щенкова.

Раздел охраны окружающей среды выполнен по заказу Москомприроды ИГБИ АЕН РФ под руководством канд. Тех.наук Е.Л.Беляевой с использованием материалов экологической лаборатории при ВООП.

Ландшафтный анализ и ландшафтная организация территории выполнены специалистами МНИИП под руководством члена Большого Совета Всесоюзного объединения ландшафтных архитекторов (ВОЛА) Е.А.Семеновой-Прозоровской.

Типология усадеб, жилых построек, а также эскиз реставрации дворца Алексея Михайловича выполнен в Центре деревянного зодчества (ЦДЗ) под руководством члена ИКОМОС И.Г.Семеновой.

Проект в целом выполнен в мастерской №6 Моспроекта-3 авторским коллективом в составе:

- архитектор, лауреат Премии Совета Министров СССР В.М.Бодунов;

- кандидат архитектуры, член Союза Архитекторов, член ВОЛА, лауреат III Всесоюзного конкурса на лучший проект года А.А.Харькова;

- архитектор специалист по Коломенскому Н.Н.Климова, с использованием дис.канд.арх. В.И.Лучковой "Формирование и охрана историко-культурных ландшафтов региона" и дис.канд.арх.Г.В.Борисевича, З.С.Гудченко, А.А.Харьковой, канд.ист.наук В.Г.Шмелева, посвященных этнографическим паркам-музеям, книг А.В.Ополовникова, И.В.Маковецкого по деревянному зодчеству.

- Проектом не предусмотрена "застройка" территории Коломенского

- В границах памятника архитектуры и садово-паркового искусства, охватывающих 57,2 га (решение Мосгорисполкома №3 от 02.01.79г.) реставрируются и музеефицируются комплекс Государева двора и Вознесенской площади, Дьяковское кладбище, три дворцовых сада. В Голосовом (дворцовом)овраге, где сконцентрированы зарегистрированные и вновь выявленные памятники природы (см. историко-архитектурный опорный план и раздел ландшафтного анализа) организуется природная экспозиция. ТЭО определен объем и стоимость необходимых для этого работ – 1108млн.руб. (см. табл. №……п.п.1,2,3,4) в т.ч.:

- научно-исследовательские и проектные разработки – 162млн.руб.

- археологические и геофизические исследования территории и существующих памятников – 200млн.руб.

- ремонтно-реставрационные работы на существующих памятниках – 550 млн.руб.

- организация музейных комплексов – 196 млн.руб.

Вокруг памятника архитектуры и садово-паркового искусства выделена охранная зона (решение Мосгорисполкома №2891 от 23.12.82г.), на части ее организован ГМЗ (тем же решением) и Москомземом оформлен акт землепользования на 256 га (во исполнение п.2 решения Мосгорисполкома №1333 от 24.07. 91г.). Согласно Закону об охране и использовании памятников истории и культуры РСФСР охранная зона выделяется для сохранения и формирования среды, оптимальной для восприятия памятника (Государева двора, Вознесенской площади). В данном случае не имеет смысла выражение "заповедные села", т.к. предметом охраны является не каждый отдельный дом по материалам БТИ на момент сноса, а историческая планировка и объемно-простанственная структура села. Проектом предлагается восстановление этой "фоновой" для царской усадьбы застройки с обязательным использованием усадеб в соответствии с концепцией ГМЗ, положениями упомянутых выше исследований аналогичных музеев, градостроительной ситуацией. Временной период восстановления общей массы сел охранной зоны рекомендован ВНИИТАГ – 19 в., что не исключает хронологического принципа организации экспозиции с включением археологических раскопов. Оптимальное количество восстанавливаемых усадеб, согласно рекомендациям ЦДЗ и ВНИИТАГ – 160, что составит 30 тыс. м? отапливаемой площади (в начале 80-х годов снесено 366 усадеб). В ТЭО разработана подробная программа использования этих площадей для организации информативной рекреации:

- этнографическая экспозиция (быт крестьян)

27 мая 1993 г. состоялось выездное заседание Межрегионального объединения ландшафтных архитекторов (ВОЛА) по рассмотрению ТЭО восстановления и развития ГМЗ "Коломенское". Отметив их высокий профессионализм и методический уровень, а также уникальность территории ГМЗ как памятника истории, архитектуры и градостроительства, археологии, природы, что было скурпулезно учтено в предоставленном проекте.

Вызывает удивление позиция УГКОиП г.Москвы, стремящейся разделить ответственность за согласование проекта с множеством других ведомств, дублирующих функции инспекции (ВООПИК, районные инспекции, МК РФ). Закон для ВОЛА ничего не значит? – С.Г. Участники обсуждения отметили, что реализация положений ТЭО превратит (?-С.Г.) ГМЗ "Коломенское" в многопрофильный научно-исследовательский центр, осуществляющий:

- охрану и изучение ресурсов территории ГМЗ;
- экспонирование и фондовую работу;
…создание…рекреации;
…выявленных памятников природы, археологии,…строительства…

Генплан территории представлен в трех вариантах, учитывающих существенные замечания, высказанные в процессе обсуждения. Обращает внимание, что время, потраченное на экспертизу проекта, и изучение взаимоисключающих экспертных заключений, значительно превысило время, отведенное на проектирование.

Профессиональное обсуждение, состоявшееся 27.05.93 г. в Моспроекте-3 отмечает, что представленное ТЭО полностью отвечает поставленным задачам и должно быть немедленно утверждено, авторы смогут приступить к последующим стадиям проектирования.

Из-за недопустимо сжатых сроков и ограниченности финансирования в ТЭО не завершен ряд исследований: биологических, археологических, геофизических. Однако участники обсуждения считают, что высказанные вследствие этого существенные замечания могут быть решены на дальнейших стадиях проектирования.

Как основное достоинство проекта отмечены предложения по восстановлению исторического сценария восприятия всего архитектурно-природного ансамбля Коломенского, чему служит воссоздание деревень.

Особо отмечено, что воссоздание деревень не является "новым строительством". Не вызывает сомнения выделенное в результате исторического исследования архитектурно-пространственное ядро деревень (0,5 землевладений на момент сноса) и период восстановления (XIX в.).

Использование этого этнографического комплекса не является коммерциализацией музея-заповедника. Размещение здесь объектов обслуживания посетителей (трактир, сувенирные лавки), а также мастерские ремесленников на основании изучения архива Коломенского не только совершенствует экспозицию, обеспечивает физическую сохранность объектов, но и направляет посетителей по историческому сценарию восприятия ансамбля Государева двора.

Поэтому в качестве первоочередных мероприятий рекомендуем воссоздание усадеб, формирующих именно это направление (по ул. Жужа).

Опыт малоэтажного строительства свидетельствует о том, что воссоздание усадеб не может нарушить гидрогеологический режим территории.

Вместе с тем чрезвычайно опасна идея возвращения жителей на территорию ГМЗ, т.к. количество замлевладений в момент сноса в 2 раза превышало количество усадеб, составляющих историческое ядро деревень.

Совершенно недопустимо восстановление усадеб без инженерного обеспечения, предложенное общественностью. Специалисты неоднократно говорили о том, что длительный сброс дождевых вод представляет большую опасность нежели перекладка инженерных коммуникаций.

Не вызывает сомнений размещение на терртории ГМЗ объектов нового строительства, связанного с обслуживанием: конюшня, комплекс "Петрофлот", административное здание. Причем предпочтителен вариант размещения административного комплекса с подземными автостоянками у бульвара Новинки. Предложения по восстановлению Казанского, Вознесенского и Дьяковского садов рекомендуются в качестве первоочередных. ТЭО выявлен ряд вопросов, требующих специальной разработки:

1. варианты прохождения 5-го автокольца по территории ГМЗ;

2. отмены красных линий 2-го метрокольца на территории ГМЗ;

3. юридические основы взаимоотношений арендаторов и ГМЗ;

4. варианты пластического решения объектов нового строительства в ГМЗ (конюшня, "Петрофлот", администрация);

5. проектирование экскурсионного маршрута Коломенское-Остров. Методику восстановления деревень и юридические взаимоотношения с арендаторами предлагается проверить в ходе реализации 1-ой очереди.

Мосгорэкспертизе следует вступить в контакт с Объединением для привлечения специалистов к экспертизе объектов подобного класса.

Вице-президент Вольфтруб Т.И.

Данная экспертиза была заказана неофициально разработчиками ТЭО, поэтому представлена ими также неофициально, но дальше на нее опираются, как на официальную. – С.Г.

Правительство Москвы
Московская государственная вневедомственная экспертиза
(Мосгорэкспертиза)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

29 октября 1993 г. 81- П33 МГЭ.

/ развития, восстановления и организации объектов и территории музея-заповедника "Коломенское"
Адрес строительства: Проспект Андропова, 39
Южный административный округ.

Заказчик: дирекция музея-заповедника "Коломенское"

Проектная организация: Генпроектировщик – архитектурно-проектная мастерская №6 Института по проектированию жилищно-гражданского и коммунального строительства лесопаркового защитного пояса и объектов благоустройства и отдыха г. Москвы – "Моспроект-3".

Главный архитектор проекта бодунов В.М.
Главный инженер проекта Корниенко Э.П.

ТЭО РАЗРАБОТАНО НА ОСНОВАНИИ:

- решения МОСГОРИСПОЛКОМА от 24 июля 1991 г. № 1333 об отводе участка площадью 256 га музею-заповеднику "Коломенское" (п.5.2.).

- постановления правительства Москвы от 24 декабря 1992 г. № 1091-216-01-46/3-25 "О первоочередных мерах и подготовительных работах по развитию и восстановлению музея-заповедника "Коломенское";

- задания на проектирование, утвержденного дирекцией музея-заповедника от 3 марта 1992г.

ТЭО ПРЕДУСМОТРЕНО:

Осуществление первоочередных мероприятий по развитию, восстановлению и организации объектов и территории музея-заповедника "Коломенское" в соответствии с постановлением правительства Москвы от 24 декабря 1992 г. № 1091-216-01-46/3-25, на площади 120 га включающих:

1. Устройство металлического ограждения основной /правобережной/ территории заповедника протяженностью 8900 п.м.

2. Инженерную подготовку территории на площади 120 га с учетом максимального сохранения природных особенностей местности, организации рельефа, проведения противооползневых мероприятий, укрепления склонов, расчистки оврагов, берегоукрепления р.Москвы в пределах проектируемой территории.

3. Благоустройство и озелениние территории предусматривающие:

- восстановление исторической планировки;

- усовершенствование покрытий на существующих дорогах с частичной заменой асфальта на брусчатку – 15500 кв. м.;

- устройство новых парковых дорожек – 5000 кв. м.;

- реконструкцию существующих зеленых насаждений с воссозданием исторической природной среды на территории 8,0 га с новыми посадками деревьев и кустарников, устройством газона на площади 27,0 га;

- благоустройство русла р. Жужа на протяжении 500 м;

- реконструкция исторических Казанского и Вознесенского садов.

4. Инженерное оборудование территории с прокладкой коммуникаций и строительством инженерных сооружений.

5. Воссоздание исторической крестьянской застройки деревень "Штатная слобода" и "Коломенское" с общим количеством 48 усадеб.

6. Капитальный ремонт и реставрацию существующих памятников архитектуры на Государевом дворе /Приказные палаты, ц. Вознесения, ц. Иоанна Предтечи, колокольня Георгиевской церкви/.

7. Реконструкцию усадьбы Гробовых.

8. Реконструкцию существующего здания фондохранилища с созданием выставочного зала.

9. Реконструкцию рыбацкой усадьбы северной переправы через р.Москву.

10. Реконструкцию спусков и переходов через Дворцовый овраг. Обустройство памятников природы (родников, отдельных деревьев).

11. Строительство конюшни на 30 лошадей для охраны территории и обслуживания экскурсионных маршрутов.

12. Создание специализированного учебно-производственного и реставрационного объединения "Плотницкий центр".

13. Вывод с территории музея-заповедника посторонних организаций, согласно приложению №3 к постановлению правительства Москвы от 24 декабря 1992 г. №1091-216-01-46/3-25 и снос объектов, находящихся на территории музея, в соответствии с приложением №4 к указанному постановлению.

14. ОБЪЕМЫ РАБОТ по первой очереди строительства.

ВОДОПРОВОД:

трубы стальные…

- пожарные гидранты d=125мм – 33 шт.

- подключение к существующим сетям – 8 мест

КАНАЛИЗАЦИЯ:

- трубы полиэтиленовые

- прокладка канализации в щите d=200мм –860 п.м. (H до 9,0м)

- водопонижение - 2000 п.м.

- подключение к сущ. сетям - 4 места

ДОЖДЕВАЯ КАНАЛИЗАЦИЯ:

- трубы ж/б безнапорные d=500мм – 540 п.м

- водосточные решетки - 20 шт.

- врезка в существующий коллектор - 1 место.

ТЭО СОГЛАСОВАНО:

- начальником АПУ Южного административного округа 3 сентября 1993 г. с замечаниями;

- Управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г.Москвы 19 апреля 1993г. письмо №169-05/849; (с замечаниями - С.Г.)

- Префектурой южного административного округа – письмо от 27.01.93г. №66 и заключение с замечаниями;

- Москомархитектурой, протокол президиума архитектурного совета г.Москвы №46 от 4 декабря 1992 г. (с замечаниями - С.Г.)

- ЭКОСом при Главном архитекторе г. Москвы, решение от 11 декабря 1992г. (с замечаниями - С.Г.) ТЭО не согласовано (шрифт отличается от "СОГЛАСОВАНО" - С.Г.):

- Москомприродой – заключение от 15 июня 1993г. с письмом от 24.06.93г. №3-8-29/196;

- Министерством культуры РФ – заключение от 15 июня 1993 г. и письмо от 16.04.93г.;

- ВООПИКом – письмо от 30.12.94г. №474.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭКСПЕРТИЗЫ:

1. Представленная проектная документация дополнена недостающими материалами /техническими условиями присоединения к городским сетям, проектами деревянных изб, согласованиями/. Внесены поправки по замечаниям экспертизы.

2. Уточнен состав первоочередных мероприятий и объемы работ 1-го этапа восстановления и развития музея-заповедника "Коломенское".

3. По разделам водопровод, канализация, дождевая канализация и газоснабжение проектировщиками были получены технические условия, полностью переделаны и приведены в соответствие с техническими условиями трассы сетей и пояснительная записка, аннулированы 5 станций перекачки канализации, отменено газоснабжение и произведена замена газовых плит на электрические.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

1. Мосгорэкспертиза согласовывает для утверждения в установленном порядке первоочередные мероприятия ТЭО развития, восстановления и организации объектов и территории музея-заповедника "Коломенское", намеченные в соответствии с постановлением правительства Москвы от 24.12.92г. №1091-216-01-46/3-25, как необходимые для предотвращения происходящих разрушений объектов музея и его территории.

Комплекс первоочередных мероприятий явится основой для развития деятельности "Коломенского", связанной с восстановлением исторической застройки и использованием ее для музейных и коммерческих целей, создающих базу для дальнейшего существования и функционирования музея.

2. Вопросы, поставленные Москомприродой, Министерством культуры РФ и ВООПИКом не влияют на осуществление первоочередных мероприятий и должны быть решены при проектировании второй и последующих очередей строительства.

3. Дальнейшее проектирование первой очереди рекомендуется вести на стадии "рабочий проект застройки" по отдельным этапам реализации первоочередных мероприятий.

Заместитель начальника
Мосгорэкспетизы Н.В.Оболенский
Начальник отдела
планировки и застройки М.Г.Шапиро
Начальник отдела подземных
коммуникаций и инженерных
сооружений П.Г.Кузнецов

Как видно из документа, сотавлен он не совсем корректно, конечно же не случайно – С.Г.

ПРОТОКОЛ № 28

Заседания реставрационно-методического Совета УГК ОИП г.Москвы по вопросу восстановления и приспособления для экскурсионного обслуживания территорий Казанского и Вознесенского сада на территории музея-заповедника "Коломенское".

2 августа 1995 г.

Председатель: САВИН А.А. – гл. архитектор УГК ОИП г.Москвы

Присутствовали:
Тыдман Л.В., Траскунов Л.А.,
Яременко Е.А. - УГК ОИП г.Москвы
Щукина Е.П. - Минкультуры РФ
Бодунов В.М., Харькова А.А.,
Климова Н.Н. - Моспроект-3, мастерская-6

СЛУШАЛИ: Рабочий проект благоустройства цетральной зоны музея-заповедника Коломенское. Восстановление и приспособление для экскурсионного обслуживания территории Казанского и Вознесенского садов.

РЕШИЛИ:

1. Одобрить в целом направление работы авторского коллектива: работа ведется на основе тщательной исследовательской работы и достаточного количества историко-ар-хивных материалов.

2. Принять к сведению, что проект разработан на основе разработанного (согласованного-С.Г.) со всеми заинтересованными организациями задания.

3. Отметить, что в указанное в п.2 задание заказчиком по настоянию дирекции музея-заповедника "Коломенское", без согласования с УГК ОИП г.Москвы были внесены существенные дополнения, касающиеся функционального назначения территории Вознесенского сада. В связи с изложенным Совет считает необходимым обязательность согласований разрешительной и проектной документации по такого рода вопросам в установленном порядке.

4. По результатам рассмотрения представленных материалов, - считать возможным принять указанные в п. 3 дополнения к заданию на проектирование в части создания экспозиции садов XVIII в. /см. §1 и §2 откорректированного задания/.

5. Считать методически обоснованным предложение по созданию на территории Вознесенского сада экспозиции приемов садово-паркового строительства на время царствования Алексея Михайловича.

6. Считать необходимым внести следующие корректировки и дополнения в представленные материалы по Вознесенскому саду:

6.1. Увеличить количество экспозиционных участков, характеризующих различные приемы оформления садов в середине XVII в.

6.2. При дальнейшей проработке проектных материалов в северной части сохранить в качестве опорных сохранившиеся элементы парка XIX в.

6.3. Откорректировать проектное решение размещения "квадрата" /аналог Просянского сада в "Измайлово"/ в центре Вознесенского сада с учетом того, что в представленном виде этот элемент планировки имеет чрезмерно крупномасштабное решение. В результате, - исторически сложившаяся планировочная доминанта центральной части ансамбля "Коломенское" – участок Государева двора – утрачивает свою важную планировочно-композиционную роль во всем ансамбле. Рекомендовать авторам проекта отказаться от ярко выраженной планировочной оси симметрии "запад-восток" на территории Вознесенского сада. Рекомендовать разместить здесь еще несколько образцов оформления садов XVII века /см. п.6.1/.

7. Согласиться с предложением авторов о переносе автобусной стоянки с участка перед входом на территорию Государева двора и размещение ее в подземном пространстве на территории административно-представительского комплекса.

8. На территории "Государева двора" исторически сложившаяся существующая планировка должна быть сохранена. В проекте следует ограничиться предложениями по благоустройству территории, по поддержанию насаждений до проведения дополнительных архитектурно-археологических исследований. Считать возможным восстановление утраченной планировки только в составе работ по полной научно-обоснованной реставрации всего комплекса.

9. Проект обустройства родников у подножия Вознесенского холма целесообразно разрабатывать по варианту, согласованному с Мосинжпроектом.

10. Рекомендовать УГК ОИП г.Москвы согласовать представленный проект с учетом высказанных замечаний.

Председатель А.А.САВИН
Секретарь Е.А.ЯРЕМЕНКО

"УТВЕРЖДАЮ":
Заместитель председателя
Москомархитектуры
__________А.В.Кузьмин
"28" июля 1995 г.

ПРОТОКОЛ 137/5
Совещания у заместителя председателя
Москомархитектуры А.В.Кузьмина
28.27.95.

Присутствовали:
Музей "Коломенское" Колесникова Л.П., Гаврилов С.А.
УГК ОИП Траскунов Л.А.
УКРиС ДИО Заборовская Е.Г.
Мосинжпроект Голубева В.Я.
Департамент экономической политики Попова Н.Б., Хабарова Н.С.
Мосинжстрой Лукашева Т.Г.
Моспроект-3 Харькова А.А.
АО "Моспроект" Филлер Ю.И.

Слушали: вопросы проектирования объектов музея "Коломенское".

Решили:

1. Отметить, что основные мероприятия, пречисленные в приложении №1 к постановлению правительства Москвы от 11.10.94 №905 практически выполнены.

- Изменение красных линий 5-го кольца – выполнено.

- Корректировка рабочего проекта ограждения музея-заповедника "Коломенское" – выполнено.

- Схема инженерного обеспечения территории музея-заповедника "Коломенское" – разработана.

2. Просить заказчика – АО "Москапстрой" направить Схему инженерного обеспечения музея-заповедника "Коломенское" в Мосинжстрой на рассмотрение.

3. Принять к сведению сообщение УГКОИП (Траскунов Л.А.) о том, что Научно-техническим советом рассмотрены проекты реконструкции и восстановления садов. По договору с УКРис к 28.08.95 будут завершены археологические исследования. (не исследования, а археологическое заключение Кренке Н.А. по материалам ранее проводившихся исследований, это принципиально разные вещи – С.Г.) Для реализации проекта уличного освещения поручить Бодунову В.М. определиться с вариантом фонарей.

4. Предложить Дирекции музея-заповедника "Коломенское" подтвердить объемы и планировочные решения Реставрационно-хозяйственного комплекса. Принять к сведению сообщение Москапстроя о завершении получения технических условий.

5. Предложить Дирекции музея-заповедника "Коломенское" подтвердить объемы (2,5 тыс.кв.метров) и планировочные решения представительского и административного комплекса музея.

6. Поручить ГлавАПУ (Снастину Б.В.) ускорить подготовку и выпуск проектов постановлений правительств Москвы о проектировании и строительстве представительско-административного, реставрационно-хозяйственного и научного, культурно-просветительского, выставочного и туристического комплексов музея.

7. Отметить, что до настоящего времени не оформлен заказ на проектирование Конного Двора. Просить дирекцию музея-заповедника "Коломенское" совместно с заказчиком АО "Москапстрой" и ГУВД подготовить задание на проектирование "Конного двора". Принять за основу вместимость "конного двора" – 30 голов. Желательно разделить его на 2 части: экскурсионный и для охраны территории музея. Проектирование целесообразно поручить "Моспроекту-3".

8. Поручить "Моспроекту-3" совместно с Дирекцией музея-заповедника "Коломенское" и УГКОИП рассмотреть возможность размещения "Соколиной охоты" на Заречной территории музея.

9. Поручить "Моспроекту-3" подготовить демонстрационную Схему функционального зонирования (для показа Ю.М.Лужкову) с выделением "Охотничьей зоны" на Заречной территории.

10. Отметить, что Схема размещения временных объектов обслуживания посетителей музея – разработана.

11. Отметить, что градостроительная концепция застройки северной части музея-заповедника "Коломенское" и общественного центра Нагатинского затона – пересмотрена.

12. Считать целесообразным очередность проектирования и строительства объектов музея-заповедника "Коломенское" уточнить после совещания у Ю.М.Лужкова.

13. Просить Дирекцию музея-заповедника "Коломенское" представить материалы ТЭО реконструкции и развития музея в Министерство культуры РФ на согласование, в установленном порядке.

14. принять к сведению сообщение Дирекции музея о том, что договор на проведение гидрогеологических иследований заключен.

Протокол вел Снастин Б.В. 250 47 53

Обратно*Далее


 

Design by Русскiй городовой © Официальный сайт ОИРУ Webmaster